Найти в Дзене

Случай в Казахстане (холодная трещина)

Трещины, я за все время работы дефектоскопистом 13 лет, и в качестве инспектора НДТ 5 лет, и еще 7 лет просто в качестве инспектора по строительному и техническому контролю - видел нечасто. Связано это скорее всего с тем, что на строительстве трубопроводов для газа и нефти в основном используют стали ст.20, 17Г1С или в условиях севера сталь 09ГС. Стали не лигированные, а малоуглеродистые. Прощают многочисленные ошибки и безалаберность сварщиков в отношении как режимов сварки так и нарушений температуры подогрева, и остывания после сварки. В 90-е годы, стали появляться новые трубопроводные стали. Соответственно начали меняться технологии сварки и контроля сваренных стыков. Об одном таком случае, когда нарушение температурного режима предварительного подогрева привело к появлению - холодной трещины, я и хочу рассказать. История эта произошла в Казахстане, работали мы на строительстве нефтепровода Кенкияк - Атырау. Труба была 600 мм, толщина стенки как мне кажется 8 мм. Сталь была Х80, ра

Трещины, я за все время работы дефектоскопистом 13 лет, и в качестве инспектора НДТ 5 лет, и еще 7 лет просто в качестве инспектора по строительному и техническому контролю - видел нечасто. Связано это скорее всего с тем, что на строительстве трубопроводов для газа и нефти в основном используют стали ст.20, 17Г1С или в условиях севера сталь 09ГС. Стали не лигированные, а малоуглеродистые. Прощают многочисленные ошибки и безалаберность сварщиков в отношении как режимов сварки так и нарушений температуры подогрева, и остывания после сварки.

В 90-е годы, стали появляться новые трубопроводные стали. Соответственно начали меняться технологии сварки и контроля сваренных стыков. Об одном таком случае, когда нарушение температурного режима предварительного подогрева привело к появлению - холодной трещины, я и хочу рассказать.

История эта произошла в Казахстане, работали мы на строительстве нефтепровода Кенкияк - Атырау. Труба была 600 мм, толщина стенки как мне кажется 8 мм. Сталь была Х80, ранее на строительстве газопровода Ямал - Европа, мы столкнулись со сталью Х60, и поэтому к сварке сварщики относились более серьезно. А слесаря "карманы" выпиливали полностью, потому, что метал в сварочной ванне более вязкий и шлак не всплывает. Но в Казахстане перед нами открылась еще одна сторона этих новых и капризных сталей.

После просвета сварных соединений были выданы результаты и часть стыков ушло в ремонт. Сварщики выполнили ремонт, мы просветили. Разбраковали ремонтные стыки, все шло по отработанной схеме.

После обеда в строительном городке, технадзор предложил пройти вдоль трубы, произвести осмотр стыков и дать разрешение на установку термоусадочных муфт (разрешение на изоляцию стыков). Идем мы вдоль трубы, я с одной стороны, технадзор с другой. Идем травим байки и вдруг технадзор остановился и говорит: "Анатолич, посмотри, что это такое?" Я перепрыгиваю через трубу и что же я там вижу? Напротив места проведения ремонта примерно в 2.5 - 3.0 см от края шва, и параллельно ему идет трещина. Длина немного меньше, длины ремонтного участка.

Трещина которую мы обнаружили, на данной схеме имеет маркировку 1013
Трещина которую мы обнаружили, на данной схеме имеет маркировку 1013

Замерили расстояние от стрелки до трещины и даже на всякий случай зарисовали расположение брызг металла от сварки. Светили мы на пленку D7 со свинцовой фольгой на рулонку. Но если учесть что в соответствии с требованиями API 1104 плотность шва 2 е.о.п. То как Вы понимаете на основном металле увидеть трещину маловероятно. Так и произошло как мы ни крутили пленки, до ремонта и после - трещины не было. Послали бригаду с "кроликом" сделать еще один снимок, и на третьем снимке мы все таки увидели трещину.

Пришло время анализировать ситуацию. Стык был сварен. Через сутки просвечен. Выдано заключение и еще через сутки стык был отремонтирован. И на следующий день проконтролирован. Трещины не было. Мы с тех. надзором пошли через два дня после проведения контроля обнаружили трещину. Трещина появилась в интервале от 1 до 3 суток после проведения ремонта. Время установили. Осталось выяснить причину появления трещины.

Стали допрашивать сварщиков,и тут выяснилось. Было жарко, время около обеда, солнце в зените, температура 40 градусов в тени, труба раскалилась до 80 градусов. Решили не делать предварительный подогрев до 100 градусов.

Труба ответила трещиной - на нарушение технологии сварки.

А у Вас, были подобные или другие интересные случаи. Пишите в комментариях обсудим...