Энкаустика (от лат. enkaustike, от encaio – жгу, выжигаю) – восковая живопись, выполненная горячим способом. Техника энкаустики была создана в V в. до н. э. в Древней Греции. Предварительно разогретые краски (воск, смолы, масло, пигмент) наносились на подогретую основу кистью и раскаленным бронзовым инструментом – каутерием, после чего живопись оплавлялась с помощью жаровни. Многообразие цветовых оттенков мастера получали, используя замесы из четырех красок: желтой, белой, красной и черной. В этой технике были выполнены на деревянных досках фаюмские портреты (I в. до н. э. – IV в. н. э., Египет). Современные художники также работают в технике энкаустики (московские живописцы, отец и дочь В. и Т. Хворостенко, предприняли в середине XX в. попытку возродить технологию древней энкаустики).
Выбеливание воска достигается лучше всего действием на него солнечного света и воздуха, для чего воск предварительно превращается в тонкие нити и стружки, которые и ставятся на открытый воздух. Чтобы воск не таял под действием прямых солнечных лучей, его смачивают водой. Время, необходимое для выбеливания воска при таких условиях, равняется приблизительно одному месяцу. Для ускорения процесса к воску можно добавить небольшое количество скипидара, который содействует выбеливанию, так как является передатчиком кислорода. Самый рациональный способ очистки и отбелки воска, единственно пригодный для восковой живописи, описывается историком Плинием. Химическая же очистка воска с помощью серной кислоты, двухромовокислого калия и т. п., предназначаемого для живописных целей, не должна примененяться. Чистый и белый воск лишен всякого запаха, по краям кусков прозрачен и более тяжел, нежели желтый воск.
Пчелиный воск обладает следующими свойствами: он легко размягчается в тепле, на морозе же становится твердым и хрупким. Эфир, хлороформ, очищенная нефть, бензин и скипидар растворяют воск без нагревания; в жирных же маслах он растворяется только при нагревании. При расплавлении воска в воде и добавке к нему щелочи он образует эмульсию. Температура плавления воска 63 – 65°. При нагревании до высокой температуры воск разлагается.
Изумительным свойством воска является его химическая инертность, т. е. неизменяемость в составе при обыкновенных условиях. Так, воск, снятый с древнего египетского фасада, датированного возрастом 4900 лет), сохранил свои свойства и градусы плавления до нашего времени, тогда как жирные масла, употребленные в дело в III в. н. э., при исследовании в конце XIX столетия оказались совершенно разрушенными.
Как было установлено позднее, начало применения воска в качестве связующего вещества красок положено было уже в древнем Египте, откуда перешло в Европу, где продолжалось до VIII в. включительно. Воск, таким образом, применялся в живописи и окраске на протяжении тысячелетий.
Так как каждая из техник живописи, имевшая в истории длительное применение на практике, достигала совершенства не сразу, а постепенно, то и восковая живопись в различные эпохи имела, различные степени совершенства. Она пережила все стадии развития: начало, полный расцвет и упадок. Несомненно, что энкаустика времен Плиния мало похожа была на восковую живопись VI–VIII вв. н. э. Кроме того, техника восковой живописи изменяла свой вид в зависимости целей каким она служила: для живописи ли портретов, стенных росписей или украшения кораблей, или окраски стен.
Много труда и времени потребовалось для того, чтобы понять древнюю восковую технику живописи. Целый ряд исследователей, изучая сохранившиеся краткие сведения о ней, оставленные современниками, приходили к ошибочным выводам и заключениям. Понимание возможно затрудняло также малое число сохранившихся образцов древней восковой живописи и недостаточное исследование с химической точки зрения сохранившихся произведений греческой живописи и ее остатков. Лишь в наше время художникам и технологам удалось близко подойти к разрешению этого вопроса. Есть уже и художники, которые начинают писать с воском по системе греческих мастеров.
Так Г. Шмидт потратил много времени на разработку восковой живописи. В своей книге он дает возможность понять сущность этого метода, но не описывает ее деталей и не дает рецептуры приготовления красочного материала и пр., так как все это у него запатентовано. На основании своих опытов с воском и наблюдений он убедился в том, что важнейшим и основным способом античной энкаустики является восковая живопись, обрабатываемая огнем, откуда явилось и ее название «энкаустика».
Применение энкаустики подтвердили остатки красочного слоя, взятые с римской колонны Траяна, они тверды и имеют стекловидность в изломе, свойственную смолам, но не воску. Такова же окраска греческих храмов Парфенона и Тезея в Афинах. Воск, применявшийся в лучших видах энкаустики, был тверд и он не мог дать красочного слоя, блестящего в изломе, если к нему не примешивалась смола. По Плинию, связующее вещество энкаустики и восковой живописи вообще состояло из «сеrаcumpice», т. е. из воска и смолистого бальзама, добывание и применение которых в древности было известно. Об одном из них Плиний говорит так: «Жидкая смола получается в Европе из соснового дерева варкой и служит защитной промазкой для кораблей и других целей». По свидетельству того же писателя, названные бальзамы были различных качеств, причем то нормальной густоты, то текучи, как вода. Античные художники были знакомы со скипидаром, только древесного происхождения.
Античные живописцы знали, что воск имеет способность растворяться в эфирных маслах, добываемых из хвойных деревьев, а связующее вещество одного из видов восковых красок, применявшихся в древности, составлялось из воска и бальзамов (смеси смолы и большего или меньшего количества скипидара, причем в зависимости от количественного содержания в красках последнего они применялись то в холодном виде, то при воздействии огня).
Восковая живопись с применением огня, т. е. настоящая энкаустика, более прочна, нежели живопись, исполненная холодными красками, так как под действием огня получается лучшее прилипание красок к поверхности материала, на который они наносятся. Кроме того, слой красок, плавленных огнем, имеет большую плотность, нежели слой, нанесенный без этой обработки. Плотность красочного слоя будет тем меньше, чем больше введено было в него скипидара.
В отличие от масляной живописи, в которой при составлении красок придерживаются правила – брать как можно больше краски и как можно меньше масла, в энкаустике поступают совершенно наоборот, т. е. количество связующего вещества здесь преобладает значительно над количеством сухой краски.
Приступая к работе, делают приготовленные краски жидкими с помощью нагрева; нагревают также материал, на котором выполняется живопись, и затем начинается живопись, которая выполняется щетинными кистями. По окончании работы и остывании красок, чтобы придать поверхности однообразную гладкость и блеск, ее обрабатывают огнем, поднося к живописи на известное расстояние жаровню, наполненную горящими углями, или, что еще лучше, паяльную лампу, держа перед ней, столько времени, чтобы краски расплавились, но не потекли.
Живопись энкаустикой выполнялась на различных материалах: камне, кирпиче, штукатурке и дереве, причем не требовала никакого грунта.
Техника живописи энкаустикой, по словам Плиния, считалась утруждающим способом живописи. И действительно, писать подобной техникой было нелегко. Особенно приходилось заботиться о том, чтобы неизбежное расплавление красок и нагревание материала, на котором выполняется живопись, происходили при достаточной, но не чрезмерной температуре. Современные технические средства дают возможность значительно облегчить этот труд. Для расплавления красок приспособляется металлическая палитра, которая нагревается электричеством до нужной температуры, для обжига же законченной живописи пользуются паяльными лампами новейшей конструкции.
Несмотря на все позднейшие усовершенствования, сделанные в энкаустике, техника эта для живописца нашего времени, воспитанного на масляной живописи, все же трудна и требует особой школы. Имеется, впрочем, и еще один недостаток энкаустики с современной точки зрения: краски ее блестят, наши же вкусы требуют матовой поверхности для стенной живописи. Во всяком случае, для живописных украшений фасадов зданий могут быть вполне надежными лишь энкаустика и мозаика.
Римский зодчий Витрувий описывает еще один вид применения воска в древности для покрытия стен и статуй. Способ этот, именовавшийся у греков «ганозисом», состоял в том, что воск сплавлялся с небольшим количеством оливкового (несохнущего) масла, наносился на стену и затем плавился огнем. Ганозис не применялся для живописи, а служил лишь восковым лаком для стен, окрашенных киноварью, во избежание ее почернения от света, а главным образом для покрывания мраморных статуй.
Спрашивается, почему же в воск не вводились высыхающие жирные масла вместо оливкового масла? Прежде всего потому, что они не был известны древним энкаустам. Ореховое масло и его способность к высыханию описываются впервые у писателя VI в. н. э. Во-вторых, потому, что высыхающее масло с воском не может дать слоя живописи, который в изломе имел бы блестящую стекловидную поверхность, другими словами, энкаустика не имела бы той прочности, которая ей присуща. Только в значительно более позднее время (от VI до VIII в. н. э.), и то в станковой восковой живописи, стали применять связующее вещество, состоявшее из воска и высыхающего масла, которое предназначалось для тонкослойной лессировочной живописи, очевидно, для закачивания живописных произведений, выполняемых на дереве, например портретов.
Такова вкратце сущность античной энкаустики, которая из всех видов восковой живописи представляет для современного художника наибольший интерес.
Византия, заимствовавшая впоследствии у древних применение воска в живописи, разработала оригинальную живописную технику, описание которой находим в параграфе 37 трактата Дионисия, сущность которой он излагает так:
«Возьми клею, золы и белого воска и поставь на огонь с водою раствориться. Прибавь в эту смесь краски, хорошо разотри и пиши кистью, что хочешь, дай краске высохнуть и полируй».
Способ этот, разумеется, ничего общего с греческой энкаустикой не имеет. Он применялся главным образом в станковой живописи, но невидимому, нередко и в стенной живописи, чтобы получить в ней блестящую поверхность.
Попытки восстановления восковой живописи начались уже в конце XVIII – и начале XIX столетия. Из известных в этой области экспериментаторов следует назвать Фаброни, Клода Лоррена, Монтабера, Фернбаха, Ротманна.