Обыкновенно считается, что любить Бога легко.
Но на самом деле, легко только сказать, что ты любишь Бога. И многие легко об этом говорят.
Проверить это другим людям нельзя, а язык что не сболтнет?
Но на самом деле есть критерий проверки степени любви к Богу.
И этот критерий прежде всего содержится в Евангелии. Вот как об этом пишет «апостол любви» - Иоанн:
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей». 1 Ин. 2.15.
Все четко и ясно.
Тот, кому нравится жить в этом мире, кто привязан к нему любовью, никак не может иметь в себе любовь к Богу.
Как говорится: или – или. Или ты любишь мир, или ты любишь Бога. Третьего не дано.
Смотрите: кажется, что из этого правила нет исключений. И скажем, любовь к природе, к ее красоте тоже сюда включается.
Значит, и тот, кто любит природу – не может любить Бога?
Но на самом под словом «мир», прежде всего, имеется в виду мир людей.
Это ясно из контекста послания апостола Иоанна, где дальше говорится о «похоти плоти, похоти очей и гордости житейской» как духовно-нравственных атрибутах мира людей.
Однако чрезмерная привязка к любым проявлениям внешнего окружающего нас мира все-таки может препятствовать любви к Богу.
Никакие его красоты не должны привязывать нас к себе и в сравнении с любовью к Богу – мы их вообще должны не замечать.
Об этом хорошо и подробно говорит святой Серафим Саровский:
«Стяжавший совершенную любовь к Богу существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого. Он весь изменился в любовь к Богу и забыл всякую другую любовь».
Обратите внимание – здесь говорится о «совершенной» любви, на фоне которой меркнет даже требуемая Евангелием любовь к ближним.
Но нам всем очень далеко до этого.
Поэтому не стоит обольщаться. И уж тем более не стоит трепать языком о любви к Богу.
Нет у нас ни в ком совершенной любви к Нему.
Поэтому нам надо стараться хотя бы любить ближних в соответствие со словами того же апостола Иоанна:
«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога и всякие любящий рожден от Бога и знает Бога;
Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». 1 Ин. 4. 7-8.
А наш батюшка Серафим, опуская нас с небес на землю, дает еще четкое определение тем, кто ни при каких условиях не может любить Бога.
И речь не о тех, кто ближних не любит. Тут взгляд – еще глубже:
«Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога».
Настоящая духовная диалектика!
Смотрите: любящий себя любить Бога не может. Нужно себя не любить.
Но не просто не любить – а не любить ради любви к Богу.
Просто не любить себя вне отношения к Богу – это прямой путь к деградации (алкоголизм, наркомания…) и самоубийству.
То есть - все свои «любови» и «нелюбови» нужно ставить в прямое отношение к Богу.
Тогда станет понятной и заповедь: «Возлюби ближнего как самого себя».
Ближнего нужно любить «как самого себя», но по отношению к Богу – это есть «нелюбовь себя», настолько эта любовь в этом свете будет мелка и незначительна.
Другими словами, любовь к Богу настолько должна превосходить все остальные любовные привязки, что они не просто доходят до нуля, но и переходят в отрицательные значения.
Да-да, без математических аналогий тут не обойтись.
Настоящая (или по словам батюшки Серафима – «истинная») любовь к Богу переводит все остальные человеческие «любови» в разряд отрицательных величин, когда они становятся похожими на ненависть.
Понятно?.. Вряд ли.
Но понятнее тут сказать невозможно – ибо только через некие аналогии (в данном случае математические) можно говорить о таинственных реальностях духовного мира.
А «истинная любовь к Богу» и есть одна из таких таинственных реальностей.
Она в действительной своей ощутимости может открыться только таким немногим святым как наш батюшка Серафим. О нас и речи нет.
Но идем дальше.
Что такая - истинная любовь - делает с человеком, поясняет далее батюшка Серафим:
«Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земли сей; ибо душою и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного».
Кто-нибудь из нас может похвастаться таким состоянием?..
То-то же! Мы привыкли обустраиваться здесь, на земле, с максимальным комфортом.
А почему?.. Правильно - потому что никто из нас «истинно» не любит Бога.
Мы склонны больше трепать языком по этому поводу, хотя «истинно» любим все земное.
Поэтому нам так странно слушать о признаках «истинной» любви к Богу – какие странники? какие пришельцы?..
И «созерцаем» мы с любовью не «одного Бога», а все то, что нам помогает обустраиваться получше в этой земной жизни – деньги, власть, почет, счастье, благополучие, здоровье…
Список каждый может продолжить сам.
Потому и так боимся умирать. Потому что знаем, как мучительно будет от всего этого отрываться.
От всего того, что мы так любили в этой земной жизни, на этой земле, которую считали нашей единственной родиной и где хотели бы пожить как можно дольше, а если можно было бы – то и вечно…
Увы – вряд ли к нам относятся эти заключительные слова батюшки Серафима на тему любви к Богу:
«Душа, исполненная любви Божией, во время исхода своего из тела, не убоится князя воздушного, но со Ангелами возлетит, как бы из чужой страны на родину».
Он так и возлетел, а мы будем ужасаться и мучиться, отрываясь от нашей единственно любимой земной родины – увы!..