Найти в Дзене
Александр Дедушка

Кто истинно любит Бога, а кто ни при каких условиях не может Его любить? (по св. Серафиму Саровскому)

св. Серафим Саровский
св. Серафим Саровский

Обыкновенно считается, что любить Бога легко.

Но на самом деле, легко только сказать, что ты любишь Бога. И многие легко об этом говорят.

Проверить это другим людям нельзя, а язык что не сболтнет?

Но на самом деле есть критерий проверки степени любви к Богу.

И этот критерий прежде всего содержится в Евангелии. Вот как об этом пишет «апостол любви» - Иоанн:

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей». 1 Ин. 2.15.

Все четко и ясно.

Тот, кому нравится жить в этом мире, кто привязан к нему любовью, никак не может иметь в себе любовь к Богу.

Как говорится: или – или. Или ты любишь мир, или ты любишь Бога. Третьего не дано.

Смотрите: кажется, что из этого правила нет исключений. И скажем, любовь к природе, к ее красоте тоже сюда включается.

Значит, и тот, кто любит природу – не может любить Бога?

Но на самом под словом «мир», прежде всего, имеется в виду мир людей.

Это ясно из контекста послания апостола Иоанна, где дальше говорится о «похоти плоти, похоти очей и гордости житейской» как духовно-нравственных атрибутах мира людей.

Однако чрезмерная привязка к любым проявлениям внешнего окружающего нас мира все-таки может препятствовать любви к Богу.

Никакие его красоты не должны привязывать нас к себе и в сравнении с любовью к Богу – мы их вообще должны не замечать.

Об этом хорошо и подробно говорит святой Серафим Саровский:

«Стяжавший совершенную любовь к Богу существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого. Он весь изменился в любовь к Богу и забыл всякую другую любовь».

Обратите внимание – здесь говорится о «совершенной» любви, на фоне которой меркнет даже требуемая Евангелием любовь к ближним.

Но нам всем очень далеко до этого.

Поэтому не стоит обольщаться. И уж тем более не стоит трепать языком о любви к Богу.

Нет у нас ни в ком совершенной любви к Нему.

Поэтому нам надо стараться хотя бы любить ближних в соответствие со словами того же апостола Иоанна:

«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога и всякие любящий рожден от Бога и знает Бога;

Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». 1 Ин. 4. 7-8.

А наш батюшка Серафим, опуская нас с небес на землю, дает еще четкое определение тем, кто ни при каких условиях не может любить Бога.

И речь не о тех, кто ближних не любит. Тут взгляд – еще глубже:

«Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога».

Настоящая духовная диалектика!

Смотрите: любящий себя любить Бога не может. Нужно себя не любить.

Но не просто не любить – а не любить ради любви к Богу.

Просто не любить себя вне отношения к Богу – это прямой путь к деградации (алкоголизм, наркомания…) и самоубийству.

То есть - все свои «любови» и «нелюбови» нужно ставить в прямое отношение к Богу.

Тогда станет понятной и заповедь: «Возлюби ближнего как самого себя».

Ближнего нужно любить «как самого себя», но по отношению к Богу – это есть «нелюбовь себя», настолько эта любовь в этом свете будет мелка и незначительна.

Другими словами, любовь к Богу настолько должна превосходить все остальные любовные привязки, что они не просто доходят до нуля, но и переходят в отрицательные значения.

Да-да, без математических аналогий тут не обойтись.

Настоящая (или по словам батюшки Серафима – «истинная») любовь к Богу переводит все остальные человеческие «любови» в разряд отрицательных величин, когда они становятся похожими на ненависть.

Понятно?.. Вряд ли.

Но понятнее тут сказать невозможно – ибо только через некие аналогии (в данном случае математические) можно говорить о таинственных реальностях духовного мира.

А «истинная любовь к Богу» и есть одна из таких таинственных реальностей.

Она в действительной своей ощутимости может открыться только таким немногим святым как наш батюшка Серафим. О нас и речи нет.

Но идем дальше.

Что такая - истинная любовь - делает с человеком, поясняет далее батюшка Серафим:

«Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земли сей; ибо душою и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного».

Кто-нибудь из нас может похвастаться таким состоянием?..

То-то же! Мы привыкли обустраиваться здесь, на земле, с максимальным комфортом.

А почему?.. Правильно - потому что никто из нас «истинно» не любит Бога.

Мы склонны больше трепать языком по этому поводу, хотя «истинно» любим все земное.

Поэтому нам так странно слушать о признаках «истинной» любви к Богу – какие странники? какие пришельцы?..

И «созерцаем» мы с любовью не «одного Бога», а все то, что нам помогает обустраиваться получше в этой земной жизни – деньги, власть, почет, счастье, благополучие, здоровье…

Список каждый может продолжить сам.

Потому и так боимся умирать. Потому что знаем, как мучительно будет от всего этого отрываться.

От всего того, что мы так любили в этой земной жизни, на этой земле, которую считали нашей единственной родиной и где хотели бы пожить как можно дольше, а если можно было бы – то и вечно…

Увы – вряд ли к нам относятся эти заключительные слова батюшки Серафима на тему любви к Богу:

«Душа, исполненная любви Божией, во время исхода своего из тела, не убоится князя воздушного, но со Ангелами возлетит, как бы из чужой страны на родину».

Он так и возлетел, а мы будем ужасаться и мучиться, отрываясь от нашей единственно любимой земной родины – увы!..