Найти в Дзене

Блаженная Ольга Аляскинская, покровительница акушерок и пострадавших от насилия

Недавно в наш каталог поступил заказ на две писаные иконы блаженной Ольги Аляскинской. Мы ничего не слышали ранее об этой угоднице Божией XX века. Но, прочитав о ней достаточно, мы решили непременно поделиться ее удивительным житием и посмертными чудесами с вами. Православие на Аляске появилось благодаря духовной миссии Русской Православной Церкви в XVIII в. В лице монахов она осуществляла в русской Америке просветительскую деятельность, переводя Священное Писание и богослужебные книги на местные языки, обращая народ ко Христу и взращивая новых священнослужителей. Наиболее яркими светочами Православия русской Америки были прп. Герман и свт. Иннокентий. А в конце XIX в. Россия продала Аляску США, и активными миссионерами на этих землях стали протестанты. Но даже в таких условиях искра православная там не угасла, и в настоящее время в штате Аляска известно около 90 православных приходов. 3 февраля 1916 г. в деревне Кветлук у семейства эскимосов-юпиков родилась девочка, которую назвали Ar

Недавно в наш каталог поступил заказ на две писаные иконы блаженной Ольги Аляскинской. Мы ничего не слышали ранее об этой угоднице Божией XX века. Но, прочитав о ней достаточно, мы решили непременно поделиться ее удивительным житием и посмертными чудесами с вами.

Православие на Аляске появилось благодаря духовной миссии Русской Православной Церкви в XVIII в. В лице монахов она осуществляла в русской Америке просветительскую деятельность, переводя Священное Писание и богослужебные книги на местные языки, обращая народ ко Христу и взращивая новых священнослужителей. Наиболее яркими светочами Православия русской Америки были прп. Герман и свт. Иннокентий. А в конце XIX в. Россия продала Аляску США, и активными миссионерами на этих землях стали протестанты. Но даже в таких условиях искра православная там не угасла, и в настоящее время в штате Аляска известно около 90 православных приходов.

3 февраля 1916 г. в деревне Кветлук у семейства эскимосов-юпиков родилась девочка, которую назвали Arrsamquq. Однако благодаря русской миссии в тех краях широко распространялось православное вероучение, и вскоре она приняла Святое Крещение с именем Ольга. Она была среди первых, кого покрестили здесь в младенчестве. С малых лет девочка полюбила Бога, была трудолюбивой и много молилась за родных и всю деревню. А когда выросла в молодую девушку, то уже знала наизусть многие службы на церковнославянском языке и некоторые службы и песнопения на языке юпик.

-2

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Замуж Ольга вышла “по сговору” родителей за одного односельчанина. Он был умелым рыболовом и охотником, основал универсальный магазин в Кветлуке и первое почтовое отделение, но он не был “церковным” человеком. Поэтому первые годы отношения в их семье были трудными и полными разногласий. Но Ольга не унывала, а усиленно молилась за супруга и других также не верующих молодых односельчан. И, наконец, по ее молитвам в храм пришел ее муж, в Крещении Николай, и шестеро его ровесников. Сперва все они прислуживали чтецами. Затем Николай отправился на обучение в так называемой «алеутскую школу» в Ситку, аналогичную тем, которые были основаны на Аляске свт. Иннокентием при поддержке Российского миссионерского общества. Там он учился под руководством епископа Амвросия (Мерейко). По окончании обучения Николай был за год рукоположен сначала в диакона, а затем в священника. Он стал священником в Кветлуке в 1963 г. и был очень любим народом. Интересно, что за время молитвенной земной жизни Ольги большинство поступающих в ту же школу были родом из маленького села Кветлук.

-3

После рукоположения отца Николая жизнь супругов Михаил (Michael) сильно переменилась. Новый батюшка с той поры всю свою жизнь по долгу службы объезжал 12 окрестных деревень, совершая воскресные и праздничные богослужения и необходимые требы. Причем путешествия эти осуществлялись по рекам: летом на лодках, а зимой на снегоходах с собачьими упряжками. А матушка Ольга, будучи единственной, кто знал акушерское дело, часто ездила вместе с мужем и помогала женщинам в родах и недугах. Сама же она родила без чьей-либо помощи 13 детей, пятеро из которых не дожило до совершеннолетия из-за болезней и сурового климата.

Кроме того, трудолюбивая матушка вела хозяйство, воспитывала детей, шила облачения, готовила просфоры и находила время на помощь односельчанам. Словом и делом Ольга учила людей христианской жизни по Закону Божию. Она приходила к нуждающимся и готовила им еду, прибиралась в доме, а также шила обувь и верхнюю одежду, вязала носки и варежки и рассылала их прихожанам. За это ее даже прозвали “новой праведной Тавифой”. Особо заботилась она о женщинах, попавших в беду, терпящих насилие в семье. Она приглашала их к себе в баню и в такой обстановке, где не скроешь шрамов и синяков телесных и душевных, выслушивала и утешала пострадавших добрым словом и стремилась каждой помочь. Некоторые удивлялись ее чуткости и состраданию и предполагали, что и сама она когда-то переживала подобное.

-4

Когда Ольга пришла в преклонный возраст, ее дочери взяли все хозяйство на себя, чтобы облегчить ее жизнь, но трудолюбивая матушка только еще больше стала ездить с супругом по деревням и помогать их жителям, обучая молодых женщин акушерскому делу.

Но со временем силы матушки Ольги стали ослабевать, она начала терять в весе, и обеспокоенная родня уговорила ее пройти обследование в больнице. Врачи озвучили приговор: рак в терминальной стадии, лечение бесполезно, необходим постельный режим и уход. Дети очень тяжело восприняли эту новость и отправились к местным святыням для усердной молитвы. А сама больная не могла мириться с постельным бездействием и во время отъезда родных ходила на реку за водой для уборки дома.

В последние дни матушка Ольга много молилась, отдавала последние распоряжения и в мирном расположении духа готовилась к своей кончине. 8 ноября 1979 г. она причастилась Святых Христовых Таин, осенила себя крестным знамением и тихо отошла ко Господу. По завещанию блаженной ее хоронили в свадебном наряде, который она специально для этого берегла.

Интересно, что кончина блаженной Ольги пришлась как раз на день памяти (по старому стилю) очень почитаемого ей Архистратига Михаила. Односельчане говорили, что матушка всегда стояла в храме под иконой Архангела.

Церковь Свт. Николая в Кветлуке
Церковь Свт. Николая в Кветлуке
Та самая икона Архистратига Михаила
Та самая икона Архистратига Михаила

Первое чудо случилось в день погребения угодницы Божией. Ноябрь на Аляске — уже зимний месяц, и к моменту кончины матушки Ольги на реке стал лед, так, что на лодке не переплыть, но и снегоход еще не выдержит. Многие люди плакались Богу о том, что не смогут проститься с любимой подвижницей. И Господь внял их молитвам. В назначенный день погода вдруг стала такой теплой, так что сотни людей приехали на лодках в Никольский храм Кветлука почтить память усопшей. А когда гроб выносили из церкви к месту погребения, процессию сопровождали летние птицы. И даже земля вместо мерзлой вдруг сделалась мягкой. А на следующий день вновь вернулся северный ветер, лед покрыл реку и наступила зима.

-7

Не оставила по кончине блаженная Ольга и бедствующих женщин. Так одна ее землячка рассказывала, как матушка являлась ей во сне, чтобы предупредить о смертельной болезни матери и утешить, что после смерти та будет “в месте светле”. Так женщина смогла повидать мать перед кончиной и подготовить ее к мирному переходу в вечность.

И еще об одном чуде рассказала женщина, которая всю жизнь страдала от того, что в детстве подверглась сексуальному насилию. Однажды во время молитвы перед ее глазами вновь встало то ужасное воспоминание из детства и она взмолилась к Богородице о помощи. И постепенно она стала видеть такой дивный сон. Она оказалась в лесу, по которому словно бы прошла волна благодати и благоухания. А потом она увидела Пресвятую Богородицу, совсем как на иконе, только живую и идущую к ней. Когда Матерь Божья подошла ближе рассказчица увидела рядом с ней женщину из народа Крайнего Севера. Пречистая сказала, что это святая Ольга. Блаженная пригласила женщину следовать за ней в открытую дверь внутри небольшого холма. В теплом помещении святая уложила женщину на постель и помазала чем-то ее живот, который выглядел как на 5 месяце беременности (в реальности беременности не было). Матушка помогала женщине, как при родах. Но вместо рождения младенца она как бы сама родилась заново, и вся боль ушла. При этом женщина особенно описывала глаза блаженной, которые смотрели на нее так нежно, с пониманием и любовью, как смотрит мать на новорожденного. Только после этого блаженная впервые заговорила: «Люди, которые причинили тебе страдания, думали, что изнасиловав, они могут заставить тебя нести в себе их зло. Это ложь. Единственное, что они могли оставить внутри тебя это семя жизни, сотворенное Богом, оно не может загрязнять никого». После этих слов они вышли наружу, где темное небо мерцало переливающимся облаком света. И в этот момент женщина ясно почувствовала, что это северное сияние — свидетельство того, что Бог может создать красоту из ничего, осветив тьму опустошения и отчаяния.

Две иконы, написанные нашими иконописцами
Две иконы, написанные нашими иконописцами

И такой красотой освещала Аляску в XX в. с виду неприметная матушка Ольга Михаил. «Господь, Который создал движущийся занавес северного сияния, сделал тебя живым светом, воссиявшим на севере и осветившим пустыню / заброшенность, пустоту / Его великой красотой» — первые строки составленного ей акафиста. И хотя эта местночтимая святая еще только ожидает своей официальной канонизации, мы верим, что она слышит наши молитвы и по-прежнему помогает благочестивым матушкам, акушеркам и всякому, находящемуся в беде.

-9

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ