На заре карьеры я однажды оказалась вожатой в детском загородном лагере.
Дело это я очень люблю, но то была всего вторая моя смена в жизни, и опыта мне явно недоставало.
Зато активности хватало с головой. Мы тогда поставили отрядную пародию на выступление Димы Билана, вальс с вожатой под песню из «Карнавальной ночи» и даже сняли клип – всего за пару дней.
Но расскажу я не об этом.
Мне было восемнадцать лет, и я вела личный дневник. В нем были сложности жизни с родителями, философские размышления из серии: «почему Наруто не существует в реальности, он же краш!», наивные стихи и куча страданий на тему сильной, но безответной любви к местной звезде.
Разумеется, доверить все это тетрадке было невозможно. Так что я доверяла это блокноту. В смысле, «Блокноту», приложению в Windows на маленьком белом нетбуке.
А ещё на этом нетбуке хранилась музыка для подъема, отбоя и всех наших отрядных выступлений. Естественно, однажды это устройство оказалось на отрядном месте в отсутствии меня.
Повторюсь: это была моя вторая смена в жизни, первая смена на подростках и мне было всего восемнадцать. Возможно, это смягчит тот факт, что блокнотовский файл на нетбуке, к которому имели доступ дети, был не просто не запаролен, но ещё и лежал прямо на рабочем столе с гордым названием «Личный дневник».
Ну, вы понимаете, да, что дальше было?
Выхожу я как-то на отрядном место, где мои солнца должны были танец репетировать, а там… Там сидит половина отряда, которой один из мальчишек вслух и с выражением зачитывает самые трагичные пассажи из моей личной драмы.
Честно говоря, свои тогдашние эмоции я до сих пор не могу назвать. Это был какой-то клубок из стыда, гнева, обиды и ощущения собственной никчемности.
Я ушла оттуда вместе с нетбуком и проревела в вожатской до ужина.
А потом… Знаете, в лагере бывают «свечки». Это когда весь отряд садится в круг и по очереди, держа в руках свечку, рассказывает – как прошёл день, хорош ли он был, что запомнилось.
Я взяла свечку первой. И просто рассказала о своих чувствах. Спокойно, не сбиваясь ни на крик, ни на слёзы, отчиталась, что мне было обидно и стыдно, что я никак такого не ожидала, что мне страшно – будут смеяться за спиной. Что мне хочется уйти, но это будет слабостью, и мне совсем не хочется этой слабости потакать. Что у всех есть какие-то личные секреты, и что я от всей души желаю детям, чтобы никто и никогда не влез в их секреты вот так: походя и с насмешкой. В общем, то, что я говорила, полностью соответствовало концепции «я-высказываний» (правда, я тогда о ней даже не слышала).
Ту свечку я помню до сих пор.
После моих слов ребята тоже рассказывали о своих чувствах: что им было стыдно, но очень хотелось узнать вожатого ближе. Рассуждали, как сильно иногда мнение окружающих. Рассказывали о каких-то своих тайнах.
В результате этого события отряд стал крепче. Вести его стало проще. Ребята стали больше думать друг о друге, на них действительно, а не понарошку стало можно положиться.
Именно такое влияние оказывает на детей искренность. Не пытайтесь скрыть огорчение, гнев, печаль, боль, усталость, обиду. Дети все равно её почувствуют.
А вот научить их сопереживать, называя эмоции и чувства по-имени может только такой спокойный и честный разговор.
Кстати, именно с тех пор я перестала в чем либо обманывать детей. И знаете, я думаю, что это взаимно!😁
#воспитание #дети #подростки #случай из практики #детский лагерь