После того, как побывали там с подругой 8 лет назад, воспринимаем страну как близкую нам вне зависимости от национальности. Когда вернулась, покопалась в собственных корнях на предмет родственных связей. Подумала, волосы у меня вот кудрявые. Зацепка. Интересно стало. Но нет, мимо, не нашла, только Прибалтика мелькала. Если и есть что-то, то сильно законспирировано.
А сейчас вспомнилось, потому что Пасха на носу. Когда у нас Пасха, я всегда вспоминаю Израиль, Храм Гроба Господня, и как мы там были.
Мы прилетели в аэропорт Бен-Гурион, из аэропорта нас доставили в прекрасный курортный город Нетания, там мы жили в отеле, и оттуда ездили в разные другие места.
Первое впечатление после того, как прилетели туда - полное отсутствие языкового барьера. Все вокруг говорят по-русски, на английском изъяснялись только в аэропорту. И не просто говорят на русском, а на знакомом московском русском, с частицей «то» в каждом предложении. От этого создаётся комфортная, удобная обстановка. Как будто часть Москвы туда переместилась. Наверное, так и есть.
Второе впечатление - Средиземное море, которое выглядит там как океан. Бескрайнее, просторное, с широченной песчаной прибрежной полосой. Потом идёт мелководье тоже широкой полосой, а уж после него плавно ощущаешь, что дна уже не достать. И по концентрации соли оно там не такое ядрёное, как в Европе, нормальное. По песку очень приятно было ходить босиком вдоль всего побережья, получалась длинная пешая прогулка по песочку с ракушками, с дырявыми мелкими камешками. На берегу валялись огромные медузы. Листаем - на фото море в разное время суток.
В Нетании на улицах продаются смузи - ледяные коктейли из взбитых фруктов. Ледяные они, потому что фрукты замороженные, лежат тут же в витринах, ты выбираешь какие хочешь, например, личи с маракуйей, и их взбивают мощными промышленными блендерами прямо при тебе. Тут же на улице стоят столики со стульями, сидишь, отдыхаешь, потягиваешь смузи. В жару очень кстати. Мы прилетели в конце апреля, на улице было +25 градусов.
А ещё - там живут кошки. Кошки живут на улице, дома кошек не держат, они отпущены в свободную вольную жизнь, везде ходят, гуляют где хотят, их подкармливают и не обижают. Они очень спокойные, не пугливые, держатся с большим кошачьим достоинством и к людям не лезут. Там жарко, подходящий для них климат. Во всех магазинах продаются маленькие дешёвые пакетики с сухим кошачьим кормом. Их могут дать на сдачу или самим можно купить. Повсюду на улицах широкие каменные парапеты, ограждающие лестницы. На них высыпают такие пакетики, и кошки их поедают. Никаких остатков еды, никакого мусора, только изредка встречается маленькая кучка корма со светлыми сухими подушечками. Кошки все поджарые, стройные, гладкошёрстные, преимущественно серо-рыжего окраса. Пушистых нет. За ними следят районные службы, стерилизуют, считают, записывают. С собаками не так. Бездомных собак нет. У каждой собаки свой хозяин, водят строго на поводке и убирают за питомцем. За этим тоже следят специальные службы. Кошки любят гулять на побережье возле уличных рыбных ресторанов, и официанты предупреждают, чтобы кошек кормили подальше от ресторанов, иначе в отсутствие людей они начинают запрыгивать на столы и стулья.
На следующий день с утра поехали с автобусной экскурсией в Галилею христианскую. Там, в Израиле, всё воспринимается по-другому. Все рассказы и слова об Иисусе Христе приближаются и становятся простыми, понятными, и в голову не приходят вопросы типа верю-не верю, там тебе рассказывают, как было, а ты слушаешь и понимаешь, что всё так и есть. Веришь во всё безо всякой веры. Вот город Назарет, в который нас привезли на следующий день после прилёта, священный христианский город в Галилее, на севере Израиля, там прошли детство и юность Иисуса Христа. Показывают: вот там стоял хлев, там жили Мария с Иосифом. Всё рядом и близко, а не где-то там на небесах.
Главная святыня Назарета - современный храм Базилика Благовещения, построенный в 1969 году.
Вдоль Базилики идет галерея, где находятся картины с изображениями Девы Марии, подарки из разных стран, поэтому Дева Мария везде разная и похожа на жителей этих стран. Деву Марию из России мы не обнаружили. Листаем.
Мы были в Назарете в конце апреля, и неожиданно наткнулись на репетицию 1-го Мая - все с красными галстуками, с красными флагами. Повеяло Родиной.
Из Назарета поехали в местечко Табха, в Храм Умножения Хлебов и Рыб, где Иисус накормил 5 тысяч человек двумя рыбами и пятью хлебами. Так об этом рассказывают - почему нет? Размеры рыб и хлебов не указывают. Может, это акулы были. Листаем.
Из Табха привезли в очень живописное место к озеру Кинерет с пресной водой, так называют Галилейское море. Там стоит на берегу греческая православная церковь 12-ти апостолов с розовыми куполами, а вокруг - райский сад с павлинами. В этом сказочном месте нас кормили рыбой Святого Петра и угощали анисовой водкой - было очень здорово! Листаем.
После Галилейского моря впереди была река Иордан с обрядом крещения, и в голове возникала Третьяковка с «Явлением Христа народу»Иванова. Знаменитая река Иордан, гдe Иисуса Христа крестил пророк Иоанн Креститель, оказалась небольшой речкой с заросшими берегами, с мутной грязноватой водой, по ширине меньше, чем наша Нара на даче. На противоположном берегу - другая страна, Иордания. Для обряда можно было купить специальные рубашки, надеть и войти в реку в огороженных для крещения купальнях. Мы покупать рубашки не стали, лезть в мутную воду не захотели, но ножки омыли и намочили платочки и шапочки. Листаем.
Третье впечатление - патриотизм жителей. Не показной, не обсуждаемый, а внутренний, сидящий в людях и постоянно проявляющийся в отношении к городу, к армии, ко всему, что вокруг. Без ироничного подтекста, серьёзный, продуманный. Словно вся страна - личная собственность каждого жителя. Как свой дом, который надо убирать, создавать в нём удобство, уют, чтобы было хорошо. Абсолютно все жители, с которыми мы пересекались, гордятся своей страной, счастливы, что они там живут, и с восторгом рассказывают, что вся зелень - цветы, деревья , кусты - привезены специально и посажены, и к каждому дереву под землёй проведены шланги с водой. Целая система подземной подачи воды. За озеленением этой пустыни стоит огромный труд. Поэтому никому в голову не приходит сорвать какой-нибудь цветочек на улице и тут же через несколько шагов его выбросить, как это часто делают у нас.
Рассказ про Израиль получается длинный независимо от меня, как-то он сам пишется, без усилий. Хотела написать только про Иерусалим, но разошлась и пишу всё подряд. Поэтому разбила свой опус на две части, первая закончилась, а вторая с Иерусалимом впереди. Не знаю, насколько интересно это читать, но вот заново вспомнить и снова побывать - очень хотелось бы, хотя маловероятно.
Всем спасибо!