Найти в Дзене
Правила жизни

Кино на вечер: 8 лучших фильмов про ограбления

Оглавление

Что смотреть в жанре heist film (фильмы про ограбление)? Публикуем лучшие картины — от всплеска темы в кинематографе в 1990-х до развития в 2010-х.

Ограбление без ограбления: «Бешеные псы», режиссер Квентин Тарантино (1992)

«Бешеные псы»
«Бешеные псы»

Мафиозо Джо Кэбот нанимает для ограбления ювелирного магазина шестерых не знакомых друг с другом лос-анджелесских уголовников. Они будут называть друг друга кличками: Мистер Розовый, Мистер Рыжий, Мистер Бурый и так далее. По тому же принципу планировал ограбления Томас Краун: если кого-то и поймают, он все равно не сможет ничего рассказать об остальных. Но дело срывается — кто-то предупредил полицию. После перестрелки оставшиеся в живых грабители собираются в заброшенном пакгаузе, чтобы выяснить отношения и найти стукача.

Ненадежный рассказчик: «Обычные подозреваемые», режиссер Брайан Сингер (1995)

«Обычные подозреваемые»
«Обычные подозреваемые»

Сложносочиненный сюжет фильма сделан уже по новым тарантиновским лекалам: сценарий крутит и вертит хронологией как хочет. Начинается все с конца: после пожара на корабле с грузом кокаина остаются двое выживших — венгр, знающий в лицо безжалостного бандита Кайзера Созе, и калека по прозвищу Болтун (Кевин Спейси) из банды, напавшей на корабль. Полиция допрашивает Болтуна, и всю историю нескольких ограблений мы узнаем с его слов — но говорит ли он правду?

Украденная жизнь: «Мертвые президенты», режиссеры братья Хьюз (1995)

«Мертвые президенты»
«Мертвые президенты»

«Мертвыми президентами» на воровском сленге называются наличные доллары: на полтиннике нарисован Грант, на двадцатке Эндрю Джексон, на пятерке — Линкольн. В этом фильме грабитель-подрывник не рассчитает количество взрывчатки и взорвет инкассаторскую машину целиком. Доллары разлетятся по всей улице, и на бандитов будут укоризненно смотреть с купюр мертвые президенты, олицетворяющие законы и достоинство Америки. А речь тут пойдет как раз об этом — о попрании закона ради сохранения достоинства.

Новая классика: «Схватка», режиссер Майкл Манн (1995)

-5

Если насмотренный самоучка Тарантино изо всех сил ломал рамки жанра heist movie, то Майклу Манну, уже снявшему в 1981 году фильм «Вор» с Джеймсом Кааном (Санни из «Крестного отца»), эти рамки вовсе не были тесны. Он просто раздвинул их до трехчасового хронометража и создал новую нестареющую классику, впервые после того же «Крестного отца» объединив в одном фильме Роберта ДеНиро и Аль Пачино — лучших актеров своего поколения. Это был шаг умный и расчетливый: за каждым из них тянулся шлейф великих ролей, и все они привносили в фильм дополнительный смысл.

Наступление эры ремейков: «Одиннадцать друзей Оушена», режиссер Стивен Содерберг (2001)

«Одиннадцать друзей Оушена»
«Одиннадцать друзей Оушена»

В 1990-е годы режиссеры-новаторы изрядно расшатали устои жанра heist movie, но голливудская машина тоже не дремала и по обыкновению вторично запускала в оборот классику. В 1999-м пересняли «Аферу Томаса Крауна» с Пирсом Броснаном вместо Стива Маккуина, в 2003-м — «Ограбление по-итальянски» с Марком Уолбергом вместо Майкла Кейна. Но самым амбициозным ремейком стала постановка «11 друзей Оушена» Стивена Содерберга, где вместо «Крысиной банды» Фрэнка Синатры фигурировали самые красивые и элегантные новые звезды Голливуда: Джордж Клуни, Брэд Питт, Джулия Робертс, Энди Гарсия.

Ограбление во сне: «Начало», режиссер Кристофер Нолан (2010)

«Начало»
«Начало»

В «Начале» Кристофер Нолан внедрил классическую схему фильма-ограбления в фантастический сюжет о ворах-сновидцах во главе с Коббом (Леонардо ДиКаприо), которые проникают в чужое подсознание при помощи сновидческих технологий и занимаются промышленным шпионажем. И вот Кобб получает новый заказ от богатого японского бизнесмена, который хочет разрушить бизнес конкурента. Теперь Кобб и его команда должны не украсть информацию из подсознания наследника крупной корпорации, а внедрить туда мысль о том, чтобы он закрыл отцовский бизнес. Сюжетная схема тут такая же, как в классических фильмах-ограблениях: вербовка команды профессионалов, разработка плана и осуществление самой операции. Только на сей раз все происходит во сне, точнее, в трех разных уровнях сна — остроумнейшая сценарная идея. Когда фильм вышел в прокат, критики не без оснований окрестили его «Рифифи» для сюрреалистов».

Возвращение к истокам: «Город воров», режиссер Бен Аффлек (2010)

«Город воров»
«Город воров»

«Городом воров» здесь именуют пригород Бостона Чарльзтаун, где совершается до 300 ограблений в год. Бен Аффлек — уроженец Бостона, и три из четырех фильмов, которые он снял как режиссер, посвящены криминальной изнанке его родного города. Его герой Дуг — потомственный грабитель банков, папаша которого пожизненно чалится в тюрьме за грабеж. Сам Дуг, впрочем, давно хочет завязать с этим опасным бизнесом. Зато его ближайший кореш Джем (Джереми Реннер) все время лезет на рожон. Ситуация осложняется, когда во время очередного налета Джем берет заложницу — милую банковскую служащую (Ребекка Холл): бандиты в масках, она с завязанными глазами. Но Дуг все же решает последить за девицей после — вдруг она все-таки сможет узнать их и сдать полиции? И проникается к ней романтическими чувствами.

Пародия: «Удача Логана», режиссер Стивен Содерберг (2017)

«Удача Логана»
«Удача Логана»

Содерберг определенно собаку съел на фильмах-ограблениях. Еще до трилогии про друзей Оушена он снял «Вне поля зрения» (1998) все с тем же Джорджем Клуни — тяготеющий к классике фильм про красавчика вора и федеральную маршальшу, которая одержима идеей поймать его во всех смыслах, включая романтический. Звездная трилогия Оушена вышла у Содерберга, что греха таить, довольно глянцевой и бездушной, зато «Удача Логана», где он вновь наполняет содержанием жанровый канон, — самый душевный фильм жанра, проникнутый подлинным человеколюбием.

Ограбление-слоубернер: «Закатать в асфальт», режиссер Крейг Залер (2018)

«Закатать в асфальт»
«Закатать в асфальт»

Термин «слоубернер» кинокритики обычно применяют к фильмам ужасов. Это медленное кино, где повествование тянется неспешно, практически тлеет, а напряженность между тем нагнетается, чтобы взорваться драматической вспышкой в финале. А пока действие отодвигается на второй план, у нас есть возможность как следует изучить подноготную героев — чем живут, на чем стоят и чего боятся. Крейг Залер снимает фильм-ограбление именно по такой схеме: хронометраж почти три часа, много повествовательных ответвлений — и резкий выброс адреналина в финале (если до него дотерпеть).

#фильм #фильм на вечер #ограбления