Разность планов в кино — это отношение расстояния камеры к объекту, который снимают. Важно научиться правильно с ними обращаться, чтобы сделать ваши видео живыми. Ведь именно ракурсы и смена кадров задают темп и настроение истории.
Если в течение всего ролика давать план только одной крупности, у зрителя будет создаваться ощущение статичной картинки, сколько бы событий при этом ни происходило на экране.
Действительно, эту науку стоит освоить и взять на вооружение. Прокрутите в памяти любой отрывок фильма, который вам нравится. Скорее всего окажется, что планы там меняются, причем не один раз и не два. Или, по крайней мере, камера то приближается, то отдаляется, создавая хотя бы небольшую, но смену плана.
Видов планов в кино — более двадцати, но базовых — шесть. Это так называемая классификация по Кулешову. Именно он первым систематизировал все планы съемок в одну методическую рекомендацию.
Крупности планов Кулешову можно разделать на:
1. План деталь
Фокус на отдельном небольшом предмете или части лица — глазу и брови.
2. Крупный
Портретный формат, над головой — только небольшой зазор, под ней — верх плеч. План хорош для эмоционального вовлечения зрителя, позволяет создать эффект диалога с актером
3. Первый средний план
План, в котором герой на экране показывается чуть выше пояса.
4. Второй средний
Отличается от первого среднего только кадрированием. При такой съемке герой на экране снимается чуть выше колен. Такой план часто называют ковбойским, из-за того, что его любили использовать режиссеры при съемке вестернов.
5. Общий план
Герой или предмет виден в полный рост, над и под ним — лишь небольшая часть пространства.
6. Дальний план
Актёр или предмет является частью общей картины, не крупнее 1/7 от высоты кадра.
Чередуя эти планы при монтаже, вы можете добиваться определенных эффектов. Самое главное: смена кадров должна быть комфортной для зрителя. Причем в этом случае понятие комфортности имеет совершенно четкие критерии. Глаза и восприятие должны перестраиваться между картинками без вопросов «Что сейчас произошло?» и «Какое действие отражает этот калейдоскоп?».
При монтаже не работает принцип, по которому мы видели бы картинку в реальной жизни: сначала издалека, а потом все ближе и ближе, если бы приближались к ней.
Но такой монтаж слишком бросается в глаза и только заостряет внимание на самом факте смены кадра, скорее, мешая составить представление о происходящем.
Максимально гармоничный для зрителя стык — через один шаг по приведенной выше градации, причем в любую сторону. Например, перейти с плана деталь на крупный. Идеально — если при этом чуточку изменится ракурс, зрителю будет комфортнее воспринять такую склейку.