Найти тему
Хохлов Сабатовский

Планы съёмки по Кулешову: о чём стоит знать монтажёру?

Оглавление

Разность планов в кино — это отношение расстояния камеры к объекту, который снимают. Важно научиться правильно с ними обращаться, чтобы сделать ваши видео живыми. Ведь именно ракурсы и смена кадров задают темп и настроение истории.

Если в течение всего ролика давать план только одной крупности, у зрителя будет создаваться ощущение статичной картинки, сколько бы событий при этом ни происходило на экране.

Действительно, эту науку стоит освоить и взять на вооружение. Прокрутите в памяти любой отрывок фильма, который вам нравится. Скорее всего окажется, что планы там меняются, причем не один раз и не два. Или, по крайней мере, камера то приближается, то отдаляется, создавая хотя бы небольшую, но смену плана.

Видов планов в кино — более двадцати, но базовых — шесть. Это так называемая классификация по Кулешову. Именно он первым систематизировал все планы съемок в одну методическую рекомендацию.

Крупности планов Кулешову можно разделать на:

1. План деталь

Фокус на отдельном небольшом предмете или части лица — глазу и брови.

-2

2. Крупный

Портретный формат, над головой — только небольшой зазор, под ней — верх плеч. План хорош для эмоционального вовлечения зрителя, позволяет создать эффект диалога с актером

-3

3. Первый средний план

План, в котором герой на экране показывается чуть выше пояса.

-4

4. Второй средний

Отличается от первого среднего только кадрированием. При такой съемке герой на экране снимается чуть выше колен. Такой план часто называют ковбойским, из-за того, что его любили использовать режиссеры при съемке вестернов.

-5

5. Общий план

Герой или предмет виден в полный рост, над и под ним — лишь небольшая часть пространства.

-6

6. Дальний план

Актёр или предмет является частью общей картины, не крупнее 1/7 от высоты кадра.

-7

Чередуя эти планы при монтаже, вы можете добиваться определенных эффектов. Самое главное: смена кадров должна быть комфортной для зрителя. Причем в этом случае понятие комфортности имеет совершенно четкие критерии. Глаза и восприятие должны перестраиваться между картинками без вопросов «Что сейчас произошло?» и «Какое действие отражает этот калейдоскоп?».

При монтаже не работает принцип, по которому мы видели бы картинку в реальной жизни: сначала издалека, а потом все ближе и ближе, если бы приближались к ней.

-8

Но такой монтаж слишком бросается в глаза и только заостряет внимание на самом факте смены кадра, скорее, мешая составить представление о происходящем.

Максимально гармоничный для зрителя стык — через один шаг по приведенной выше градации, причем в любую сторону. Например, перейти с плана деталь на крупный. Идеально — если при этом чуточку изменится ракурс, зрителю будет комфортнее воспринять такую склейку.