Уже почти 5 лет я работаю на железной дороге в небольшом провинциальном городе. Последнее время резко увеличилась текучесть кадров - люди начали уходить: кто-то устроился на завод, кто-то уехал на заработки в столицу или областной центр.
Казалось бы, хороший, надёжный работодатель, полный социальный пакет, индексация заработной платы, что тогда не так? Что не устраивает людей?
Вспоминая времена конца 90х, начала 2000х, я отчётливо помню, что работать на железной дороге было и почётно и прибыльно, многие стремились устроиться на РЖД, учились в специализированных вузах.
Сейчас возникает такое ощущение, что "что-то пошло не так". Люди, обученные работать на железке, имеющие опыт и пользующиеся авторитетом массово уходят, на их место спешно набирают людей " с улицы". Анализируя положение дел в данной отрасли, так скажем, изнутри, зная " кухню" РЖД, я отметил как минимум 5 причин ухода людей с железной дороги.
1. Ненормированное рабочее время.
Если на заводе вы работаете, как говориться, "от звонка до звонка", то на железной дороге вас могут вызвать поработать практически в любое время, будь то выходной или просто вечернее время. Самое обидное, что за переработки РЖД не любит платить, в моём случае, при хорошем раскладе, максимум можно рассчитывать на отгул, если уж очень много переработки по итогам месяца.
2. Чрезмерно частые проверки всех уровней. Начиная от руководителей линейных предприятий и местных ревизоров до московских комиссий и объездов начальника дороги. Да, пережить их можно, но уж очень это напрягает, на основную работу времени остаётся мало, приходится выходить на работу в выходные, а за это, как я уже говорил, не только не заплатят, но скорее всего даже не поблагодарят, потому, что "это дело само собой разумеющееся - не успел в основное время справиться, приходи вечером или в выходной".
Ко всему прочему, по итогам проверок, зачастую, работники теряют от 25 до 100% премии. Да, это происходит не просто так, а в связи с выявленными замечаниями. Но спрашивается, когда успевать качественно выполнять свою работу, когда проверка следует за проверкой?
3. Темп роста зарплаты отстаёт от реальной инфляции. Да, РЖД пытается индексировать зарплаты по уровню официальной инфляции. Да, РЖД выполняет подписанный коллективный договор, где прописана эта индексация. Но где вы видели в магазинах официально объявленную инфляцию?
4. Появление конкурентоспособных работодателей в виде заводов и строительных организаций. Здесь всё зависит от региона, уровня его текущего развития. В моём городе за последние 5 лет открылось 2 новых крупных завода, плюс перезапустили 2 старых завода. Кроме этого, второй год идёт масштабная стройка автотрассы и моста через реку. В итоге, у людей появилась возможность найти работу на 50-80 тысяч без всего этого гемороя в виде еженедельных проверок и ненормированного рабочего дня. И многие этой возможностью воспользовались.
5. За последние годы появилось огромное множество "полезных" формальностей, которые, такое ощущение, приносят пользу только ревизорам и из собственным разработчикам. Куча новых программ, в большинстве из которых информация дублируется и формализуется, но работа в них обязательна, несвоевременное внесение грозит лишением премии... Вобщем информационная система РЖД похожа на какой-то неудачный социальный эксперимент, целью которого является "замучить сотрудников". Я уверен, что изначально, принимая на вооружение новые системы и программы, руководство РЖД приследовало благие цели, но всё получилось как всегда.
Резюмируя вышесказанное, я должен отметить, что работу на железной дороге вряд ли можно назвать работой мечты, действительно есть ряд причин что бы искать работу в другой области. Но лично я верю, что положение дел на РЖД в ближайшее время улучшиться и она снова станет завидным работодателем.
Что для этого нужно? По моему мнению, не так уж много: увеличить зарплату работников хотя бы на 20% и пересмотреть политику в области ревизорских проверок и оплаты сверхурочных часов по факту переработанного времени.
P. S. несмотря на то, что заводы и строительные организации сейчас предлагают более привлекательные условия работы (в моём регионе), мне кажется, что со временем, при снижении объемов заказов на производимую продукцию, их работников ждут неприятные "качели" в виде сокращения зарплаты и штата. Железная дорога в этом плане надёжнее, так скажем "фундаментальнее", так как объемы перевозок, если и падают, то не в разы.
Спасибо за внимание!