Исполнение требований неимущественного характера без фактического исполнения как следствие п.9 ст.47 ФЗ 229 «Об исполнительном производстве» и приказа ФССП России от 10.12.2010 N 682 (ред. от 29.04.2020) "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов"
В данной статье я хочу поднять актуальный и животрепещущий вопрос об окончании исполнительных производств неимущественного характера.
И начну с того, что П.9. ст 47 ФЗ 229 «Об исполнительном производстве» гласит, «В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения».[1]
Указанная статья имеет важное значение именно для исполнения требований неимущественного характера, так как именно с требованиями такого характера больше всего вопросов в случае их фактического исполнения. Так например, стандартное исполнительное производство имущественного характера о взыскании например 100 000 рублей с гражданина «А» в случае его фактического исполнения – подразумевает перечисление на счет взыскателя суммы в размере 100 000 рублей – по сути здесь не может быть варианта когда требуются повторные исполнительные действия. А вот с требованиями неимущественного характера все гораздо сложнее и многообразнее.
Так например требования об обязании гражданина «А» демонтировать остекление балкона - может быть реализовано путем вынимания стекол из рам, путем демонтажа стекол вместе с рамами, демонтажа всей системы остекления – с последующим ее возвратом на прежнее место. Таким образом сохраняется возможность обращения взыскателя с требованиями повторно совершить исполнительные действия в виду того что отсутствует факт исполнения при формальном окончании исполнительного производства фактическим исполнением. То есть гражданин «А» на момент визита судебного пристава-исполнителя – демонтировал удобным ему способом остекление, судебный пристав-исполнитель зафиксировал соответствующим актом выхода в адрес факт исполнения должником требований исполнительного документа и окончил исполнительное производство фактическим исполнением (ст. 47 п.1 пп.1 ФЗ 229 «Об исполнительном производстве»), после чего должник вернул остекление обратно, в результате чего складывается ситуация, когда в реальности требование исполнительного документа не исполнено, а исполнительное производство окончено фактическим исполнением. Ситуация осложнена конечным сроком хранения исполнительного производства, ограниченным приказом ФССП России от 10.12.2010 N 682 (ред. от 29.04.2020) "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов"[2], который регламентирует сроки хранения оконченных исполнительных производств в бумажном виде и ограничивает их 3 годами. Таким образом может сложится и достаточно часто случается на практике ситуация, когда исполнительное производство неимущественного характера формально окончено фактическим исполнением, а в реальности фактического исполнения нет – при этом взыскатель не обращался в ФССП в течении 3 и более лет с момента окончания исполнительного производства. В результате чего материалы исполнительного производства по истечению срока хранения были уничтожены и доказывание взыскателем факта неисполнения требований исполнительного документа весьма проблематично и сомнительно.
Две вышеуказанных нормы можно свести к выражению – свобода в отмене постановления об окончании исполнительного производства в комплексе с конечностью хранения оконченного производства приводит к возможности манипуляций с исполнительными производствами неимущественного характера и как следствие манипуляциям с статистикой эффективности исполнения таких исполнительных производств. На практике возможность манипуляций выглядит следующим образом: при понимании судебным приставом-исполнителем не активного участия взыскателя в ходе исполнительного производства неимущественного характера - он по истечению определенного периода времени в течении которого взыскатель никак себя не проявил, оканчивает исполнительное производство фактическим исполнением при этом появляется два варианта течения событий:
- до истечения 3 лет с момента окончания появляется взыскатель и интересуется ходом исполнительного производства – тогда в соответствии с П.9. ст 47 ФЗ 229 «Об исполнительном производстве» старший судебный пристав или его заместитель отменяют постановление об окончании данного исполнительного производства. Сообщают взыскателю что исполнительное производство находится в статусе «в исполнении».
- до истечения 3 лет с момента окончания взыскатель узнает о факте окончания исполнительного производства и обращается в ФССП с заявлением, на основании которого в соответствии с П.9. ст. 47 ФЗ 229 «Об исполнительном производстве» старший судебный пристав или его заместитель отменяют на основании его заявления постановление об окончании данного исполнительного производства, при этом ссылаясь на необходимость повторного совершения исполнительных действий.
- по истечению 3 лет с момента окончания исполнительного производства взыскатель обращается в ФССП с ходатайством об информировании о ходе исполнительного производства или с заявлением о не исполнении должником требований исполнительного документа, на что получает ответ, что данное исполнительное производство окончено фактическим исполнением и по истечении срока хранения уничтожено (естественно вместе с актами фиксации факта исполнения и оригиналом исполнительного документа).
При этом суды рассматривая иски взыскателей как о возобновлении исполнительных производств (отмене окончания), так и о выдаче дубликата исполнительного документа для повторной подачи, как правило отказывают в удовлетворении их требований:
Верховный суд Российской Федерации Определение от 28 апреля 2021 г. N 310-ЭС21-5038.
Верховный суд Российской Федерации Определение от 1 октября 2020 г. N 308-ЭС20-13714
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд Постановление от 18 ноября 2021 г. N 15АП-14581/2021, Дело N А32-8708/2007
Таким образом совокупность П.9. ст 47 ФЗ 229 «Об исполнительном производстве», приказа ФССП России от 10.12.2010 N 682 (ред. от 29.04.2020) "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов" и отсутствие контроля со стороны взыскателя является инструментом манипуляций в сфере улучшения статистических показателей по исполнению производств неимущественного характера . Можно сказать в этом вопросе проявляется в некоторой степени идея либертарианства когда не власть, «а сами люди будут в значительной степени самостоятельно принимать решения, касающиеся их жизни, и понимать свою ответственность за последствия принятых ими решений»[3]. Где именно от подхода и позиции взыскателя зависит судьба исполнительного производства и возможность его реального фактического исполнения.
Практическим разрешением этой проблемы является обязательное сканирование и сохранение актов выхода в адрес и фото-видео фиксации факта исполнения в АИС ФССП с предварительной разработкой в этой автоматической информационной системе такой возможности.
[1] Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ
[2] приказ ФССП России от 10.12.2010 N 682 (ред. от 29.04.2020) "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов
[3] Павкин Л. М. Либертарианство: принципы, теория, оценка // Северо-кавказский юридический вестник. 2014 № 1 С. 27-33.
Узнать о сносе и том какие там можно ожидать сложности читайте тут https://zen.yandex.ru/media/id/624e9f9368ad236c4d718862/ispolnenie-trebovanii-o-snose-postroek-625ede24ec09100ac1200306