Нельзя недооценивать
История Русско-японской войны 1904-1905 года хорошо описана в историографии. Не являясь специалистом в этом вопросе, могу лишь похвастаться парой прочитанных монографий по теме. Классическая схема подачи информации по теме такова: описание источников информации, предпосылок конфликта, хода военных действий, итогов кровопролития. В школе эта война рассматривается в контексте предпосылок Первой русской революции 1905–1907 годов. В университете на историческом факультете войне 1904–1905 уделено больше внимания.
Важность для истории России этой войны в том, что она стала вехой не только для нашей страны, но и мира. Согласно плану модернизации Сергея Юльевича Витте Российская империя активно развивала свои сибирские и дальневосточные регионы. Завершалось строительство Транссибирской магистрали, призванной соединить Запад и Восток бескрайней империи. Россия активно участвовала в процессе разделения Китая великими европейскими державами. Маньчжурия отходила России, как и корейский полуостров с важнейшими портами. Это лишь общие мазки картины событий столетней давности. Япония, на тот момент, находящаяся в процессе политической и экономической модернизации также рассматривала эти региона в качестве возможных приобретений. Российская и Японские империи второй половины XIXвека находились в схожем положении. После перенесенных военных унижений страны вступили в эпоху модернизации, активно перенимая западные технологии, в надежде перегнать ненавистных европейцев. Проводились военные, судебные, экономические, а в Японии и конституционные реформы. К войне страны подошли в схожих экономических условиях. Но эти страны воспринимали друг друга по-разному. Россия считала Японию отсталой азиатской страной, неспособной противостоять модернизированной европейской армии. Было распространено мнение в русской элите и обществе, что «шапками закидаем». Япония, напротив, активно изучала будущий театр военных действия, готовила армию, закупала современное оружие, заключила союз с Британской империей.
В подробностях описывать ход войны, героическую оборону Порт-Артура в течение многих месяцев, гибель адмирала Макарова и художника Верещагина, знаменитое сражение с превосходящими силами противника крейсера Варяг, бесконечное отступление Алексеева и Куропаткина на земле, Цусимский разгром русского флота - не имеет смысла. Следует напомнить итоги и последствия.
Обескровленная наземными сражениями Япония показала всему миру, и, в частности, колониям, что европейцев можно победить на поле брани. Страна восходящего солнца почувствовала силу и поняла, что свои геополитические амбиции можно решать военным путём. Что подтверждает дальнейшие события в Китае и Океании. Война, которую рассчитывали выиграть за пару недель, стала триггером, запустившим революцию в России. Подавление революции стало возможным благодаря войскам, которые вернулись с Дальнего Востока. Солдаты не понимали народного гнева и в большинстве своём выступили на стороне правительства. В Первую мировую такой фокус государству провернуть не удалось. Длящаяся два года революция стала первым раундом борьбы за власть. Революционеры получили урок по самоорганизации, возникли будущие органы власти – советы, а царь увидел последствия своей недальновидной политики и пошёл на уступки народным требованиям введения прав, свобод и конституции. Страна, потерявшая тихоокеанский и балтийский флоты, не смогла окончательно восстановиться для мировой схватки 1914-1918 годов.
В начале 1904 года два государственных деятеля Витте и Победоносцев спорили на тему революции. Последний был уверен, что простой народ любит батюшку царя, а человек, введший золотой стандарт, развивавший железные дороги и привлекающий иностранный капитал для развития страны, говорил, что революция неизбежна без конституционных реформ. Император, двор, сановники и высшие чиновники потеряли связь с реальностью, продолжая воспринимать народ в качестве безвольных подданных. Отсутствие народного представительства, каналов связи с широкими слоями населения и сменяемости власти привело к революции и началу эпохи парламентаризма. Маленькая победоносная война, призванная укрепить самодержавный строй, стала смертельным ранением государственного тела, залечить которое не удалось до 1914 года.