Профессиональные патриоты ликуют, а штатные пропагандисты денно и нощно без устали повторяют, что Россия находится на пути к независимости и процветанию.
Как именно Россия достигнет независимости и процветания, подобные эксперты, однако, обычно не поясняют. Оно и понятно: станкостроение и производство подшипников в упадке, фармацевтика остались далеко в XX веке, а уж про микроэлектронику и говорить нечего. Более того, даже Герой России руководитель "Ростеха" Чемезов признал, что в России
- не хватает технологических компетенций,
- не хватает маркетинговых компетенций,
- не хватает проектов по диверсификации,
- наконец, просто нет кредитов с нормальными процентными ставками...
Тем не менее ура-патриоты уверены, что развитие отношений дружественными и нейтральными странами Азии, Африки и Латинской Америки вполне компенсирует резкое сокращение торгового, научного и культурного сотрудничества с Европой. Торговлю с Бразилией мы уже посмотрели в прошлом посте (и на этом направлении, надо заметить, все довольно незамысловато; ссылку на обзор найдете в конце материала).
Теперь рассмотрим торговлю России и ЮАР!
В 2021 году общий объем торговли между двумя странами 1,1 млрд долларов. Неплохо. Но объем торговли с той же Бразилией оказался в 7 раз больше, а объем торговли с крупными европейскими странами - в 25-50 раз больше. Более того, объем торговли ЮАР и Китая также в 20 раз больше.
Более того, Россия продают в ЮАР довольно мало - в 2021 году общий объем экспорта составил всего 342 млн долларов; импорт оказался куда больше - 796 млн долларов.
А чем же торгуют друг с другом странами? Может быть, машинами, телекоммуникационным оборудованием, дорогой оптикой и сложными химикатами? Увы, нет, структура торговли куда проще:
- 36% российского экспорта - удобрения,
- 18% - нефть и нефтепродукты,
- 10% - базовые пластмассы,
- 8% - зерно,
- еще 8% приходится на пиломатериалы, картон, бумагу,
- 5% - резина и иные химикаты (в том числе средства защиты растений и дезинфицирующие средства).
Все остальные статьи экспорта что в тоннах, что в деньгах выражаются довольно малыми величинами.
А что же поставляет нам Южно-Африканская республика, которая на протяжении всего XX века была ведущим государством африканского континента и с которой у России долгое торговли практически не было (т.к. советская власть с крайней неприязнью относилась к апартеиду)? Наши южноафриканские друзья поставляют следующее:
- 40% - фрукты и овощи,
- 23% - руды черных и цветных металлов (в том числе марганца и хрома - ценных легирующих металлов, которые в России традиционно в дефиците), а также различные марки сталей
- 14% - тракторы и прицепы,
- 7% - механическое оборудование,
- 5% - драгоценные камни (в первую очередь - алмазы)
- 3% - вино.
На все остальные статьи экспорта приходится всего несколько процентов торговли.
Нетрудно заметить, что как и в случае с Бразилией, структура торговли довольна проста: Россия поставляет удобрения, топливо и зерно, а покупает продукцию сельского хозяйства, а также сырье.
Разумеется, при такой структуре торговли рассчитывать на успешное заимствование и развитие высоких технологий довольно трудно. Поэтому рассматривать ЮАР в качестве замены европейским партнерам не приходится.
Более того, надо поднимать, что ЮАР уже несколько лет пребывает в состоянии экономической стагнации: реальные доходы населения не растут, а на социально-экономический кризис наложилась и политическая нестабильность. Безусловно, отношения России и Южной Африки будут развиваться, равно как и будет расти объем сотрудничества между двумя странами. Но даже если экспорт и импорт вырастут в целых 5 раз, все равно на ЮАР будет приходится менее 1% всей торговли России.
***
Читайте также: