Эту знаменитую картину и ее автора знают все. Полотно под названием "Неизвестная", являющееся частью обширного собрания "Третьяковки", в народе часто называют "Незнакомкой". А сколько репродукций этой картины украшало в свое время жилища советских людей – и не сосчитать!
Автор знаменитой картины Иван Крамской внес свою лепту в русскую живопись. Тем не менее, поклонников искусства всегда волновал один простой вопрос: кто же позировал мастеру для создания его самого главного шедевра?
Долгое время о натурщице Крамского ничего не было известно. Логичны предположения, что иначе у картины было бы другое название. Однако некоторые современные историки и физиогномисты полагают, что художнику позировала его собственная дочь Софья.
Удивительно, но Крамской в некоторой степени предсказал судьбу своей горячо любимой наследницы. Ведь ее на несколько десятилетий вычеркнут из анналов истории представители новой власти. Как будто бы не было никогда этого человека.
У художника было еще три сына, но живописью на профессиональном уровне занялась только Соня. Иван Николаевич свято верил в талант дочери, делился с Софьей своим опытом, опекал ее, подбадривал и был ей лучшим другом.
Мастер рисовал Сонечку с малых лет. Девочка была терпеливой натурщицей и имела выразительные серьезные глаза.
Поэтому картины получались на загляденье. Также Крамской передал дочери стремление к высоким моральным ценностям и набожность. Это в том числе сыграет против Софьи Юнкер-Крамской во время становления социалистической России.
Впрочем, страдания у нашей героини начались еще в юности. Недаром в прекрасных глазах Софьи всегда было столько печали. В 15 лет Соня чуть было не вышла замуж за Альберта Бенуа, да испугалась двукратной разницы в возрасте. За дочерью великого художника ухаживали известные в богемных кругах люди. Например, среди поклонников Сони был Илья Репин.
Но сердце юной прелестницы было отдано Сергею Боткину – одному из наследников знаменитой медицинской династии.
Молодые люди обручились, дело шло к свадьбе. Однако в последний момент Боткин предал невесту, сбежав из-под венца с ее лучшей подругой Александрой Третьяковой.
Двойное предательство стало для юной мечтательницы большой личной трагедией. Отец, как мог, утешал горячо любимую наследницу.
Иван Николаевич, как мудрый человек советовал дочери "забыться" с холстом в руках. И это действительно помогало! Софья демонстрировала хорошие успехи в живописи и графике.
К сожалению, наша героиня рано потеряла своего отца. Ей не было и 20 лет, когда Иван Николаевич скончался от аневризмы. Долгое время Соня не подпускала к себе ни мужчин, ни подруг. Она работала не покладая рук, сумев к рубежу 19-го и 20-го веков выйти из тени своего знаменитого отца.
Лишь в 35-летнем возрасте наша героиня вышла замуж за петербургского юриста Георгия Юнкера. Супруги проживут душа в душу 15 лет вплоть до кончины мужчины в 1916 году. Детей у пары не было.
Овдовев, Софья получила еще одно потрясение в виде Октябрьской революции. Ей, на протяжении всей своей жизни имевшей в заказчиках самых богатых и уважаемых дворян, было непонятно стремление народа уравнять всех в правах. Тем не менее, Крамская не разделяла идею эмиграции. Художница попыталась приспособиться к новой жизни в стане, которую горячо любила. Даже картины свои музеям пожертвовала.
Однако у глубоко религиозной женщины не получалось скрывать свое мировоззрение. Как следствие – арест за контрреволюционную пропаганду с последующей трехлетней ссылкой в Сибири. Эти события сильно подорвали здоровье уже немолодой, 63-летней Софьи Крамской. Женщина пережила инсульт, частичный паралич, этапирование и помилование.
А когда стараниями Екатерины Пешковой страдалицу удалось вызволить из ссылки и вернуть домой в Ленинград, произошел еще один удар судьбы. От Софьи, как от "неблагонадежного элемента", отреклись родные братья.
Художница скончалась от сепсиса в 1933 году, а ее имя было вычеркнуто из доступных архивов. И только в 1989 году Софью Крамскую реабилитировали, подняв документы под грифом "совершенно секретно".