Великий раскол – если не считать секретиков Петра I, пожалуй, самая загадочная тема в истории правления династии Романовых. Это событие породило много толков, которые не утихают и по сей день: истинная вера, которую у нас украли, возможное крещение Руси лишь в XVII веке, в чьих интересах работала правящая династия? Патриарх Никон, которого во всем этом обвинили. Вот только есть одна проблема: Никона сослали в монастырь так же, как и других мятежников старообрядцев. В своей статье «странные секреты семейства Романовых» я выдвинул предположение, что патриарх, учинивший раскол, мог что-то знать, о чем следует молчать, потому его и убрали, как только он сделал свое дело. Что же, давайте разбираться.
Никон вступил на должность в 1653 году и сразу развел активную деятельность. Оказалось, что уже несколько сотен лет Греция, от которой мы приняли Православие, молится совершенно по другим канонам, и мы, как ее правопреемники должны соответствовать, а мы и крестимся неправильно, и поем не то, и в книгах наших ошибки. Несколько веков это никого не смущала, но пришел дядя Никон и сказал, что надо наводить порядки!
Еще в 1651 году иеромонах Арсений Суханов, да-да, тот самый, который написал «прения с Греками», где утверждал, что «вы, Греки, прогнулись под Рим и веру Римскую переняли, и даже год нынешний – 148ой от рождества Христова, зовете 1650ым». Я уже рассказывал, что хронологию от рождества Христова за 23 года до этого вывел Дионисий Петавий, при чем на истину не претендовал и допускал, что мог промахнуться лет на триста. Однако, Римская католическая церковь приняла эту версию как канон, и Греки тоже к ним присоединились. Ну вот господин Суханов, к примеру, был категорически не согласен. Итак, Арсений Суханов был отправлен в командировку, откуда привез плохие новости: Греки сожгли Русские книги!
Но зачем?
Ведь Россия все переняла от Греции, к тому же Русская версия Библии сильно устарела, какой смысл уничтожать эту архаику? И какая ценность в Русских переводных списках? Или оригиналы были все же написаны на Русском языке? Очень плохо наши историки подчистили биографию старца Суханова, и она оставляет нам кучу вопросов.
После поставления Никона Суханов снова отправился в Грецию, откуда привез новые «правильные» книги. На тот момент он уже стал лояльнее относиться к Грекам, не потому что одумался, а просто боялся нового патриарха и далее поймете почему.
Давайте заглянем издалека. А вот прям с того самого момента, когда Петавий установил год от рождества Христова. На тот момент патриархом в России был Филарет – в миру Федор Никитич Захарин-Юрьев, отец правящего царя Михаила Федоровича Романова. Почему Федор не Романов, и как он изобрел этот «древнейший» без всякого сомнения род фактически на коленке, я писал в статье «странные секреты семейства Романовых», повторяться не буду. Филарет был фактическим правителем России, это единственный в нашей истории человек, который сумел сосредоточить в своих руках власть духовную и политическую, других таких я не знаю, и чего бы о нем не говорили, за это я восхищаюсь этим человеком!
Именно в том самом 1627 году патриарх впервые задумался, что что-то не так в наших церковных книгах, что хорошо бы их обновить, но историки воспринимают это, как блажь старика. На тот момент в моде был протестантизм, у Немцев было Лютеранство, у Англичан Англиканство, вот и Филарету захотелось свою церковь. Но патриарх перед смертью «учудил».
Должность патриарха в России была выборной, и выбирали из высших церковных чинов, то есть митрополитов. Но Филарет, собственно, лично поставляет на свою должность некоего Иосафа, который и митрополитом не был – простой епископ, хоть и был приближен к патриарху в последние годы его жизни. Федор Никитич умирает в 1633 году, и Иосаф занимает его место. Все молчат!
Именно Иосаф и оформил в письменном виде пожелания Филарета, которыми позже руководствовался Никон. Его перу принадлежат несколько трудов на тему, что наша церковь устарела, что нужны правки! Как мы видим, вопрос зрел не один десяток лет. Но дальше интереснее. Иосаф умирает в 1641 году, и на его место избирают митрополита Иосифа.
Иосиф оказался человеком, пьющим и ворующим. Он довел церковь до того, что в 1649 году царь был вынужден взять церковь под свой контроль. Иосиф опасался, что не усидит, и приготовился бежать, но ему дали спокойно умереть в 1652 году. А после смерти патриарха, на чин поставляется Нижегородский Митрополит Никон. Его избирали? Нет. Он был туда поставлен по личной рекомендации царя Алексея Михайловича.
Об этом знают все и при любом удобном случае стараются сыграть в теорию заговора. Что вот, поставлен лично царем, а царь то не наш! Но никто не вспоминает Иосафа, который вообще не имел права быть патриархом, да и сам Филарет попал на эту должность незаконным путем, но это все забылось. Никон же стоит бельмом в глазу до сих пор, как и задумал Федор Никитич Захарин-Юрьев.
Естественно, милость царя и патриаршество надо было отрабатывать, чем Никон и занялся. На тот момент запущенный ранее процесс уже пошел своим чередом. Церковь разделилась сама собой. Старое духовенство было очень недовольно вольностями, которые позволяли себе обитатели Немецкой слободы, а среди молодого духовенства было много людей, прибывших с обретенной недавно Украины, а они больше тяготели к западным ценностям. Никон не является злым гением раскола, он лишь стал лицом программы, написанной Филаретом. А когда он сделал свое дело, то был благополучно сослан подальше.
Но зачем это все?
Причины две.
И до Петра I Россия интегрировалась в Европу, а там нравы были немного иными, вот у нас и назрел сам собой конфликт Русских консерваторов и Украинских прогрессоров. Вторая причина кроется в самой церкви. Как не крути, она имеет сильное влияние на простых смертных, потому власть всегда старается сотрудничать с духовенством. Но есть и другой аспект: Католическая церковь находится под Ватиканом, а Православная под Константинополем. И тут у светской власти возникает проблема, надо договариваться с папой и вселенским патриархом, а это сложнее. Потому-то и вспыхнула в Европе волна протестантизма. Каждый король просто отделился от Ватикана и создал свою церковь.
Ситуация России оказалась сложнее. Константинополь утратил свое влияние и вообще принадлежал Исламской Турции, Греки, как справедливо заметил Арсений Суханов, и правда прогнулись под Рим, сейчас большинство из них Католики. Москва вроде бы как, на самом деле, осталась крупнейшим центром Православия, и терять этот статус Романовым не хотелось.
Греция прекрасно понимала, что она уже все. Сожгли ли что-то в Афоне? Точно мы уже не узнаем, но скорее всего да! Суханов ездил в Грецию два раза и отвез туда столько денег, сколько за копии с книг не берут. Он не искал там Православные книги, он их там писал! В первую поездку Иеромонах нашел нужных людей и передал им все пожелания властей, а второй раз просто поехал и забрал заказ. Так у нас и появились «правильные» православные книги! В итоги мы интегрировались в западный мир и сохранили за собой статус третьего Рима!
Вся эта история с расколом была продиктована банальной геополитической необходимостью. Мы наблюдали такое совсем недавно, когда Украина взяла и отделилась от нашей церкви. Народ у нас был не глупый и прекрасно понимал, что ему суют новодел. Кто-то принял это, а кто-то начал протестовать, так всегда бывает: лес рубят, щепки летят.
Арсений Суханов – личность скорее политическая нежели церковная, он выходец из разорившейся дворянской семьи, поднялся в церкви за счет своей любви к книгам. Несколько раз отправлялся в посольства с тайными поручениями, типа разнюхать не ропщет ли народ на царя и на церковь. Лично задержал на Украине вора Тимошку, который прикидывался сыном Василия Шуйского. Я бы назвал его агентом в рясе. Поругаться с Греками за веру одно, но рубить сук, на котором сидишь, совсем другое. Пока Никон торговал лицом, Суханов делал реальные дела. И по злой иронии судьбы, именно благодаря нему, мы хоть что-то знаем о нашей старой вере, а может и это было задумано Филаретом.