Советский лётчик-ас штурмовой авиации в Великой Отечественной войне и военачальник. Дважды Герой Советского Союза. Главнокомандующий Военно-воздушными силами - заместитель министра обороны СССР. Маршал авиации. Заслуженный военный лётчик СССР, доктор военных наук, профессор.
Ранняя жизнь
Ефимов родился 6 февраля 1923 года в рабочей семье русских донских казаков в Кантемировке; его отец был железнодорожным рабочим. Большую часть своего детства он провел в Миллерово, где в 1940 году окончил десятый класс школы. Там у него развилась страсть к авиации, и он поступил в местную школу планеристов Осоавиахима, где совершил свой первый полет 18 августа 1938 года. Затем в мае 1941 года он окончил Ворошиловградский аэроклуб и в том же месяце поступил на военную службу. После окончания Ворошиловградской военной авиационной школы пилотов в июне 1942 года он был назначен пилотом в 10-й запасной авиационный полк, базировавшийся в Каменке.
Вторая мировая война
Будучи отправлен на фронт в августе 1942 года, он летал в качестве пилота в 594-м штурмовом авиационном полку, пока в ноябре его не перевели в 198-й штурмовой полк. Там он поднялся по служебной лестнице от рядового пилота до командира звена, заместителя командира эскадрильи и, в конечном счете, командира эскадрильи. В июне 1944 года он был номинирован на звание Героя Советского Союза за то, что совершил 100 боевых вылетов, и был удостоен его 26 октября 1944 года. Его действия во время нападения на аэродром Данциг 25 марта 1945 года были описаны маршалом Федором Фалалеевым в книге очерков, восхваляющих пилотов, опубликованной военной академией после войны. В этой миссии он возглавил группу из 16 самолетов Ил-2, атаковавших ангар, в результате чего было уничтожено 14 самолетов противника. Два дня спустя он совершил свой двухсотый боевой вылет; в этом полете он возглавил группу из восьми Ил-2, уничтожив три танка, четыре противотанковых орудия, два миномета и уничтожив десятки вражеских солдат. 6 апреля 1945 года он был номинирован на вторую золотую звезду за то, что совершил 200 боевых вылетов. К тому времени он перевелся в 62-й штурмовой авиационный полк в качестве старшего штурмана, но продолжал летать в бою, совершив свой последний боевой вылет 5 мая 1945 года над Свиноуйсьце, для окончательного подсчета 222 боевых вылетов. После войны ему во второй раз было присвоено звание Героя Советского Союза 18 августа 1945 года.
Послевоенный период
Ефимов оставался в 62-м полку до июля 1946 года, но после окончания Военно-воздушной академии в Монино в 1951 году он принял командование 167-м гвардейским штурмовым авиационным полком. В 1954 году он был назначен заместителем командира 10-й гвардейской учебной штурмовой авиационной дивизии, но пробыл там недолго, так как в 1957 году окончил Военную академию Генерального штаба, а затем стал командиром 339-й истребительно-бомбардировочной авиационной дивизии. В 1958 году он перешел на командование 6-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизией, где оставался до октября 1959 года. Затем он стал заместителем командующего по боевой подготовке 30-й воздушной армии; там в 1960 году он получил звание генерал-майора, а затем стал заместителем командира части. Покинув 30-ю воздушную армию в 1964 году, он принял командование 57-й воздушной армией, а в следующем году получил звание генерал-лейтенанта. В феврале 1969 года он был произведен в генерал-полковники, а в следующем месяце назначен заместителем главнокомандующего военно-воздушными силами; в конечном итоге в 1975 году ему было присвоено звание маршала. В течение этих двух десятилетий он неоднократно совершал поездки в Египет и Сирию из-за арабо-израильских конфликтов. Во время своих путешествий он подружился с тогдашним авиатором Хосни Мубараком, который позже стал президентом Египта. После смерти маршала Павла Кутахова в 1984 году Ефимов занял пост командующего военно-воздушными силами. В то время Советский Союз участвовал в боевых действиях против исламистских партизан, поэтому во время своего пребывания в должности он поддерживал разработку Су-25 как решение проблемы иного характера войны. Незадолго до окончания его пребывания в должности в 1990 году военно-воздушные силы достигли пика своей мощи, собрав более 13 000 самолетов и 6000 вертолетов. Впоследствии он был председателем государственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, прежде чем уйти в отставку в августе 1993 года. За свою карьеру он летал на самолетах Ил-2, Ил-10, Ил-14, Ил-28, Ли-2, Ми-1, Ми-4, Миг-15, Миг-17, Миг-21, Ту-104 и Ту-124, налетав более 3000 часов. До распада Советского Союза он также активно занимался политикой; будучи членом Коммунистической партии, он был депутатом Верховного Совета СССР и нескольких ССР. Находясь на пенсии, он оставался социально активным, участвуя в различных ветеранских организациях и работая в общественной палате России с 2006 по 2010 год. Он умер в Москве 31 августа 2012 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.