Религиозные представления греков сильно отразились на архитектуре храма, который, по их мнению, должен был стать «домом» для конкретного божества. Сам храм был небольшим, подобно жилищу обычного человека. Предметом же самих греческих мастеров было не столько величие и грандиозность храма, сколько его художественное оформление, высеченное до совершенства в самых мелочах.
Все архитектурные композиции древних греков пронизаны уникальным художественным чутьем, чувством пропорции и оптических эффектов, с помощью которых они доводили свои творения до идеала.
В греческих ордерах не было определенных канонов, их архитектура постоянно находилась в развитии, постепенно совершенствуясь.
В целом, вся культура Древней Греции складывалась на основе двух главных греческих племен – ионян и дорян, на их взаимном влиянии друг на друга. Последствия этого отразилось и на архитектуре, в основу которой легли две системы греческих ордеров – дорическая и ионическая. Позже появилась еще одна система – коринфская, названная так в честь города Коринф, в котором и была основана.
Архитектурный ордер – художественно осмысленная переработка каменной стоечно-балочной конструкции. Название ордер происходит от латинского «ordo» – порядок. Это название впервые встречается у римского историка архитектуры Витрувия (вторая половина I в. до н. э.).
Одна из наиболее важных черт ордерной системы в Греции – это сомасштабность человеку. При изменении размеров частей храма пропорции ордера не изменялись. Ни одна архитектурная система, известная современной археологии, не позволит архитектору создать здание с подобными характеристиками.
Еще одна не маловажная особенность греческих ордерных храмов – это ощущения собственной огромности, которое чувствует человек, поднимаясь по ступеням храма. В отличие от архитектурных систем древнего и средневекового мира храмы Древней Греции не подавляют человека, а возвеличивают.
Дорический ордер
Название дорического ордера происходит от племен, которые вторглись на территорию Греции с севера на стыке XII-XI вв. до н. э., вытеснив ахейцев крито‑микенской культуры. Дорийские племена, в большинстве своем, расселились в материковой части Греции.
Исследователи греческой архитектуры, начиная с Витрувия, отождествляют дорийские ордера с мужским началом, подчеркивая этим их монументальный и строгий характер. Дорический ордер «жаден» в обрамлении декором, так как сам является главной частью всей композиции здания.
Единение отдельных частей храма и взаимная согласованность форм было ярко выражено в дорической ордерной системе храма.
Типичный греческий храм представляет собой здание, имеющее в своей основе узкий вытянутый прямоугольник. Такое здание называлось целла. Она была окружена колоннами со всех сторон, которые поддерживали общий, для всей конструкции, антаблемент. Вся эта композиция была покрыта двускатной крышей, которая образовывала на самых узких частях здания фронтоны.
Фундаментом храма выступала каменная площадка – крепидома, которая расширялась книзу уступами, напоминающими лестницу. Верхняя ступень такой лестницы называлась стилобатом; на нее опирались стены и колонны храма.
Колонна дорического ордера не имела базы и вырастала прямо из стилобата. В ранних зданиях данной системы колонны состояли из монолита. В дальнейшем, претерпев изменения, ствол колонны составлял систему из нескольких барабанов, которые, благодаря своему весу, надежно стояли один на другом. Несмотря на прочность данной конструкции, барабаны были скреплены специальными балками, заложенными в специальные отверстия двух соприкасающихся барабанов. Сами же колонны были сужены кверху и представляли собой усеченный конус. Дорическая колонна всегда была украшена каннелюрами – продольными желобками, напоминающие грани многоугольников.
Общий характер капители греко-дорической системы, несмотря на ряд преобразований, остался прежним. От колонны она отделялась глубокой выемкой. В своей нижней части капитель имела шейку, которая, в зависимости от случая, представляла собой то продолжение колонны, то форму углубления в виде выкружки. Верх капители назывался абак, который представлял из себя квадратную плиту, поддерживающую вес архитрава.
Одной из немаловажных частей капители является эхин – переход от выступающей плиты абака к стержню колонны при помощи вала. Такой вал был очерчен кривой линией, которая выражала противостояние между формой колонны, стремящейся вверх, и давлением верхних частей. Нижняя часть эхина была опоясана специальными кольцами – анули, числом от одного до пяти. На колоннах капители располагались эпистили – крупные архитравные камни, которые служили основанием для верхних частей антаблемента. На лицевой части архитрава отсутствовала любая резьба, так как при наличии такой резьбы значительно снижается прочность конструкции. Единственным украшением, которое встречалось на его нижней поверхности было изобразительное искусство. Наверху архитрав всегда кончался полочкой.
Над архитравом был расположен фриз, состоявший из триглифов и метоп. Триглифы состояли из отесанных камней, лицевая сторона которых была увенчана двумя небольшими полосками, а углы у них были слегка скошены. Это создавало ощущение того, что весь триглиф состоит из трех вертикальных полосок со скошенными гранями. Триглифы всегда помещали над осями колонн и серединами промежутков между ними. Лишь крайние триглифы были исключением и располагались по углам антаблемента. Угловые колонны были приближены к соседним, таким путем достигалось уменьшение ширины крайних междустолпий. Подобная система применялась во всех храмах дорического ордера. На взгляд этот эффект не виден, но благодаря ему повышается устойчивость здания.
Метопы, напоминающие квадрат, это промежутки между триглифами. Именно они служили местом, для помещения скульптуры и напоминали собой впадины.
Третья часть антаблемента – это карниз, верх которого состоит из слезника и поддерживающих его плит – модульонов. Модульоны, или мутулы, расположены над каждым триглифом; они имеют общую с ним ширину, а снизу увенчаны тремя или шестью рядами капель, по шесть капель в каждом ряду. Слезник карниза всегда заканчивается одним или несколькими небольшими профилями с орнаментом, над которыми помещается водосточный желоб – сима. Снаружи сима была украшена пальметками и головой льва, изрыгивающей из своей пасти воду, накопившуюся в желобе во время дождя.
Фронтоны, которые образовывались на коротких сторонах храма, изображали, в скульптуре, сцены из мифологии о том боге, которому посвящали храм.
Греки также широко использовали для украшения интерьера полихромию. Это действие носило также практический характер – смягчался ослепительный блеск белого мрамора от солнца, благодаря чему храм смотрелся более гармонично с ландшафтом, окружавшим его.
Пропорции дорийского ордера на пути своей эволюции претерпели множества изменений. В древнейших образцах колонны отличались значительной толщиной и резко выделенным утонением. Абак капители, который сильно выступал, создавал особую приплюснутую форму эхина, а антаблементы достигали в высоту почти половину колонны, высота которой была не более пяти диаметров. Но со временем, колонны становятся тоньше и утонение уже менее заметно, капители имеют меньший откос, а высота антаблемента уменьшается.
Идеальным храмом дорийского стиля, с точки зрения архитектуры, является Парфенон в Афинах, построенный при Перикле в 454-438 гг. до н. э. Мастерами, что воздвигли Парфенон были Иктин и Калликрат.
В архитектуре дорического стиля были ярко выражены социальный быт и особенности племени дорян, которое отличалось суровостью, твердостью и силой.
Ионический ордер
Название ионического ордера происходит от названия племени, создавшего этот ордер – ионян, которые, как и доряне, заселили материковую Грецию. Ионический ордер возник позднее дорийского. И своего наивысшего расцвета достиг, как и дорический ордер, в период застройки Афинского акрополя в V веке до н. э.
Исследователи архитектуры усматривают подражание в ионическом стиле женской натуре, ее утонченной красоте, которая дополняется, как и подобает женской натуре, различными украшениями. Созданная ионийцами архитектура не скованна жесткими рамками и трактуется свободно.
Впервые этот стиль зародился в Малой Азии, откуда перекочевал в Грецию и продолжал развиваться как на «родине», так и за ее пределами. Вследствие этого образовалось два течения данной ордерной системы: малоазиатское и аттическое.
Основные особенности, заключающиеся в ионическом ордере отражены в стройных колоннах, имевших развитые базы и капители. Основы колонн были также украшены коннелюрами, но уже более глубоких, чем у дорян; они были расположены так, что между ними теперь просматривались узкие дорожки. Коннелюры как снизу, так и сверху заканчивались полукругами. Утонение колонн начиналось на высоте одной трети от основания и практически не было заметно. В ионическом ордере характерную черту составляют валы и выкружки. В зависимости от случая, база размещается на квадратном основании – плинте, или же создана из валов, разделенных выкружкой.
Самой оригинальной чертой, характеризующей ионический ордер, является капитель с завитками, получившую в Аттике широкое распространение. Верхнюю часть капители составлял абак в форме квадратной плиты и с профилем каблучка, под которым лежала плоская часть, с двух сторон увенчанная завитушками – волютами. Под волютой находился эхин в виде четвертного вала.
Самыми известными и типичными храмами ионийского ордера являются: малоазиатский – храм Афины в Приене, выстроенный Пифием в 320 г. до н. э., а также аттический – Эрехтейон в Афинах, построенный Филоклом в 420-393 гг. до н. э.
Аттическая капитель Эрехтейона отличается от малоазиатского варианта тем, что первая украшена более пышно. В капителе Эрехтейона с большей роскошью продумана волюта и украшенная пальметками шейка под эхином, чего нет в малоазиатском варианте.
Антаблемент сохранил свое деление на три части: карниз, фриз и архитрав, но в ряде случаев карниз и архитрав были объединены в одну часть. Такой элемент имеется у обоих храмов, упомянутых выше.
Архитрав ионического стиля был ниже чем дорийский; состоял из пары полос в виде брусьев. Сверху он был украшен мелкими профилями с резьбой.
Фриз опоясывал все здание, предоставляя творцам большую площадь для изображения мотивов жизни и мифов в виде скульптуры. Устройство же карниза было различным из-за двух типов школ: аттической и малоазиатской.
У малоазиатского слезника в карнизе находился ряд зубцов, поддерживающий его, тогда как в аттическом варианте таких зубцов не было. В ионических храмах встречаются анты – узкие вертикальные выступающие части, были обделены изяществом, имели базы и капители, а также несли ту же функцию, что и колонны.
В храмах ионического стиля, также, как и в дорических храмах, широко применялась полихромия с ее изяществом красок.
Коринфский ордер
Коринфский ордер зародился в городе Коринф, что можно сразу заметить из его названия. Город Коринф был образован в VI тыс. до н. э и согласно мифам, был основан Коринфом потомком бога Гелиоса и Эфиры – дочери титана Океана. Сам город находится на перешейке материковой Греции и полуострова Пелопоннес, в 78-ми километрах от Афин. На закате микенской эпохи город был захвачен дорийцами.
Коринфская ордерная система появилась позже, чем дорийская и ионическая. Некоторые исследователи, такие как, например, Михайловский И.Б., считают, что коринфская система – это переработка ионического ордера.
Колонны коринфского ордера были около 10 диаметров в высоту и гораздо легче, чем ионические. Стержень колонны был украшен коннелюрами, как и в ионической, база была похожа на аттическую.
Капитель же сделана так, что со всех сторон выглядит абсолютно одинаково и похожа на чашечку цветка, которая расширяется вверх. Лучшим образцом коринфской капители считают капители колонн хорагического памятника Лизикрата в Афинах.
Вершины стержня коринфской колонны венчал астрагал. Над ним был размещен барабан, обрамленный двумя рядами листьев, по восемь в каждом ряду; листья были сделаны вперемежку. Создавая эту деталь ордера, мастера, подобно ювелирам, вытачивали каждый сантиметр, превращая мрамор в бесценное ювелирное украшение. Листья во втором ряду были выше чем в первом, а середины их были помещены между листьями нижнего, то есть, первого ряда. Между листьями второго, или верхнего, ряда были размещены черенки, из которых закручивались, в разные стороны, в виде волют два стебля. Черенки были расположены симметрично относительно друг другу, более тонкий стебель, выходящий из черенка, был закручен с соседним таким же стеблем посередине. Более толстые стебли были направлены к углам, сильно выступающего абака. Абак был похож на прямоугольник со скошенными углами и вдавленными во внутрь сторонами. Середины боковых сторон абака были украшены розетками. Формы коринфской капители были весьма разнообразны, некоторые из них не имели завитков, а были украшены лишь листьями.
Отделка частей коринфского антаблемента ничем не отличались от частей ионического антаблемента.
Непревзойденное чувство прекрасного и художественное мастерство греческих зодчих породило совершенно особенную форму. Для поддержания более легкого антаблемента вместо колонн были установлены скульптурные женские фигуры в длинных одеждах – кариатиды, на их головы опирались капители в виде корзин. Самый знаменитый пример, где были использованы кариатиды – это храм Эрехтейон в Афинах.
Кариатиды – стройные женские фигуры, одетые в легкие облегающие одежды, с опущенными вниз руками, с легкостью несли на себе антаблемент. Весь груз, давивший на кариатиду, был сконцентрирован на одной ноге, вторая же была слегка откинута назад. Такой прием создавал непринужденную позу и легкость композиции.
В развалинах храма Зевса в Акраганте были обнаружены огромные мужские фигуры, которые поддерживали верхнюю часть храмового архитрава. Этими фигурами были атланты. Атланты были изображены в виде обнаженных великанов, которые стояли лицом к зрителю. Их руки были закинуты за голову, что символизировало поддержку верхних частей храма. Как и все греческие скульптуры, атланты не были обделены мускулистой фигурой. Их высота достигала порядка 8 метров, что служит показателем масштабности всей композиции храма.