Найти тему
Ирина Зуй

Опера Мусоргского «Хованщина»

Все, что вы хотели знать о русском расколе церкви 17 века

Продолжаю мемуары светской львицы между беготней от арбитражного суда до Истринского судебного присутствия. 

Сегодня на сцене Мамта имени Станиславского состоится показ очередной оперы - кандидата на «Золотую маску» (для не неискушенных - это такая театральная премия, типа престижная, но с налетом местечковости - имхо), на этот раз - «Хованщина» Мусоргского. 

Сюжет прост. 

Умер царь Фёдор Алексеевич, и власть фактически переходит к его сводной сестре, дочери царя Алексея Михайловича, и царицы Марии Мирославской. 

Пётр был малолетним, и, хотя и был официально коронован (сила традиции, ничего не сделаешь, народу нужен Помазанник Божий) и на власть активно и с успехом претендовала его сестра - царевна Софья (дочь царя Алексея Михайловича от первой жены - Марии Мирославской). 

После случившегося стрелецкого бунта (в телевизоре сказали / мирные стрельцы возмутились отстранением от власти старшего брата Петра, слабоумного (зачеркнуто) царевича Ивана от Марии  Мирославской. 

В фБ мы бы прочитали, что итогом бунтов стал приход к власти Софьи и князя 

 Иван Хованский (этот период известен как «хованщина»).

Пётр отлично запомнил всю эту катавасию  и итогом стали массовые казни стрельцов, поддержавших Братца и Сестрицу. 

Интриги, ничего нового. 

Даже не особо изощренные. 

Кто не помнит - Пётр - сын царя Алексея от в опой жены - царицы Натальи Нарышкиной, дамы современной и воспитанной в доме с европейским укладом. 

Царь был в восторге и сладкой луже, влюбился, как пацан. Даже бороду сбрил, ужас какой. 

Тут ещё вмешался так называемый «раскол» церкви ну и  вся экстатическая история Боярыни Морозовой. 

Все трагично, красочно, в духе Савонаролы (погуглите) - с самосожжениями (в Европах такого извращения не придумали, но что в России не изобретут, когда, как кажется зачинщикам, ярким лидерам и харизматикам (без сомнения, Боярыня Морозова была такова), «родную Веру попирают безбожники» и вообще нужно проявление народного фанатизма (зачеркнуто) героизма и немного госпрораганды - у нас с этим (особенно с фанатизмом) всегда было отлично. 

Вот сюжет оперы и исторический фон вкратце. 

Для меня «Хованщина» - это очень тяжёлая история про вечную, неистребимую борьбу за власть, про фанатизм, легко внушаемый сверху, про веру народа в «Телевизор» и Рыжие Усы, про пропаганду, которая эффективна, хоть тресни. 

И - самое главное - про нерешительность. 

На Руси извести коронованного государя (царевича Петра, вздорного пацана) было немыслимо - он был фигурой настолько сакральной, что даже мысли об этом были #раскол #стрелецкиебунты На Руси - это про различия между Европой и Россией. 

У них коронация была просто обрядом, не более, она не сакрализировала человека, прошедшего этот обряд. 

У нас - напротив.  

Сколько жизней удалось сохранить бы, какое государство совершенно по западному типу могла бы выстроить Софья, если бы не это пресловутое «Король - первый среди равных», а Царь - Великий Цезарь, подобный Господу. 

Это и не страх даже, а мироощущение, которое вполне себе живо до сих пор. 

(Эпизод - именно эпизод- в 1917 году был организован и реализован иудеями - представителями иной конфессии, мягко говоря, пострадавшей от погромов православных гопников, вдохновляемых и скрыто поддерживаемых властями и Церковью). 

Вот такова мизансцена. 

Кончится все плохо, как всегда в России, раскольники весьма сценически эффектно (да, я цинична) подвергнут себя самозожжению и самозавалу в специальных землянках с подпиленными сводами. 

Самая русская опера из всех. 

По итогам прослушивания - отредактирую пост. 

Да, а все же Ульянов (при всей моей нелюбви к этому весьма среднему басу) Князя Хованского неплохо спел. 

А вот Досифею явно демонизма не хватило. Поп-раскольник, Савонарола своих дней, мило и с пониманием как психолог работает с паствой раскольников, готовящихся к самосожжению. 

Дудникова - пожалуй, самое лучшее исполнение среди солистов, но…. Зря я Архипову слушала в сцене гадания за пару часов, ох зря))) 

Князь Василий Голицын - ужасно. Мавлянов (я отлично помню его в этой партии) во сто раз лучше пел. 

Сын князя - Андрей Хованский (николай Ерохин) может и вокально, и артистически во сто раз лучше. 

Хор - плохо. 

Оркестр и вообще работа дирижера - на пять с плюсом. 

В целом странная Хованщина. 

Ужаса не нагоняет. 

Страстей и демонов не нагоняет. 

Ну убили главу стрелецкого приказа, так наверняка после тщательного расследования и доказательств коррупции. 

Причины раскола - не раскрыты.

#хованщина #Мусоргский #стасик #мамт #историярусскогобунта  #раскол #стрелецкиебунты