В рассказах ранее я упомянула, что в сёлах укрывали евреев от погромов, революционеров и рабочих со старых промыслов после бунтов, армян во времена геноцида Турцией. Так, что беглецы из Дагестана были не единственными, кого принимали как родных, только за обещание не вредить укрывающим.
Очередную партию пленных увозили в концлагеря, по тому, как они давали обгрызать трупы погибших в дороге пленных своим овчаркам, стало ясно, что живые будут жалеть, что доехали живыми.
Приличия они соблюдали, при пленных не кидали трупы собакам, но то, как у них начинала капать слюна, у собак, при виде трупов, и то, что в обрывах видели обглоданные конечности людей, заигранные собаками, сомнений не оставляли.
И тут один вспомнил, как у них гостил (скрывался от полиции ) поляк - революционер и он рассказывал о том, что один мужчина из тюрьмы сбежал, зашив себя в мешковину, вместо трупа. Он ещё развлекал детвору, которая его оберегала обучая польским словам и выражениям, но сейчас идея сбежать была ярче в памяти. Но как? Мешковины нет. А стать заживо обедом этих псов - церберов хуже не придумаешь. Но тут вспомнилась смекалка беспризорников, ставших потом рабочими на старых промыслах. В каждом вагоне есть ящик под ним, железный, если аккуратно заскочить в этот ящик, отвлекая дозорных, вполне можно потом выскочить из него на ходу, в безлюдном месте. С фигурой всё было в порядке, от голода настолько худыми стали, что могли уместиться.
Все отнеслись к этому плохо, поэтому, сказавший решил сделать это сам. Когда очередной товарищ умер, попросил после осмотра вынести вместо трупа себя, благо складывали их всегда около их вагона. Заскочить в ящик удалось в момент очередной попытки побега из вагонов подальше и притаиться. За тот момент, когда перед отправкой, собаки обнюхивали вагоны, наш Монте - Кристо поседел. Долго ждать не стал, в момент разгона скорости поезда вывалился наружу. А остальные уехали далее по территории Польши.
Оставшиеся не хотели даже думать о том, что случилось с беглецом, на их счастье их освободили во время налёта на поезд французского сопротивления, они долго воевали, даже, после освобождения Франции трое, из его села, умудрились встретиться с Чермоевыми и на их уговоры остаться, заявить, что им не важно, вернутся они на Кавказ или в Казахстан, в Казахстане тоже люди, коммунисты, живут и в отличие от Чермоевых, не приводили на родину убивать местных турецкие орды. На что им ответили, что завидуют им, так как у них есть надежда когда - нибудь увидеть Кавказ, а у них её из-за властей, нету . На что им ответили, чтобы не обольщались, как минимум 500 семей при отъезде на войну провозгласили, что тот, кто найдёт и убьёт Топу Чермоева, может рассчитывать на свадьбу с любой из их рода, за то, что отомстил за их родных и только его смерть до их прихода, и то, что они, как коммунисты, давали слово не мстить остальным из его рода, даёт возможность эту встречу оставить без кровопролития, но с официальным объявлением, о вендэтте. А ещё сказали, что где бы их не убило, они умирают в газавате, на справедливой стороне, а значит и место упокоения и форма упокоения истинно правоверные. Сказали и ушли. Добрались до Польши и решили узнать, что случилось с беглецом, ходили из поселка в посёлок вдоль железного пути. В один день, мучимые жаждой, решили постучатся в дом и попросить воды. В этот момент вышла девушка работница и сказала: "Пана спрошу.." и зашла. Сидят на крылечке и думают, как спросить у пана про друга и тут видят, выходит паном их Монте - Кристо в домашних панталонах вместо штанов. Расхохотались от счастья, отодвинули его, зашли в дом, отпраздновали встречу и узнали его историю.
Когда выкатился наш беглец, около 15 км передвигался по лесу, наткнулся на избушку, сторожку лесника, переоделся, пошёл дальше. Подходит к посёлку и видит, как стоит стадо коров без пастуха, а вдалеке едет машина с нацистами. Долго думать не стал, взял палку и стал собаку подзывать по - польски, и та подошла! Как в его детстве это делал их гость. Машина проехала, подумал пронесло, а потом, вдруг, под вечер, пришёл к стаду хозяин и увидев его почему то сильно обрадовался, как родному, и сказал, чтобы сказался его работником. Только потом он узнал, что его бывший работник был подсажен нацистами и сдавал им неблагонадежных, только ему этого мало показалось, он начал приставать к его дочери, за что тот его заколол и спрятал труп в лесу. Именно этот труп посчитали за труп беглеца с поезда нацисты облавы. А всем в селе сказал, что тот сбежал, узнав, что жених для дочери приехал. В качестве легенды даже фиктивную свадьбу устроили с женихом, за что его потом всю жизнь дразнили ходившим под крестом, хотя он устал говорить, что давали взятку ксензу , как он упорно называл священника, (попу) за подлог с венчанием.
Вот так, вернулся в село "пана спрошу..." к своей жене и двум детям.
Вот и я думаю, если бы на Украине существовала кровная месть, никакие разрешения Хрущёва не дали бы возможности "банддеровцам " снова поднять свой нацистский хвост трещотку на родине и сидели бы они молча, в тряпочку, как Чермоевы, за своё преступление перед народом.
Была смешная ситуация - обстоятельство с нашими французами во Франции, стоило хоть кому - то сказать волосы ( по - чеченски и по - французски это одно и то же слово "меш"), как французы приставали со словами "ля Франс". Поэтому пошла поговорка:"Говори что хочешь, про волосы только молчи, всю душу вытрясут под " ля Франс".
Посткриптум: посвящаю ветерану ВОВ Муслу.