Помните советские стихи для детей? Те самые, про дядю Степу, Рассеянного с улицы Бассейной и прочие. Так вот, оказывается эти произведения хранят в себе множество таин и интересных фактов. И так, погнали...
А у вас? Сергей Михалков
А из нашего окна Площадь Красная видна,
А из вашего окошка, только улицы немножко...
Как мы знаем в районе Красной Площади нет жилых домов. Так о чем же идет речь? Оказывается в 1926 году в нынешнем Историческом музее вполне себе располагались коммуналки. Поговаривают, что там даже стоматологи принимали больных на дому.
А с другой стороны площади существовал жилой район - Зарядье, крайние дома которого выходили фасадом на главную площадь страны. Зарядье было настолько трущобным, что когда Сергею Эйзенштейну понадобилось снять депрессивные кадры для фильма "Стачка" он отправился именно туда. Следовательно герой стиха жил либо в трущобах Зарядья, либо в коммуналке исторического музея.
– Всех важней, – сказала Ната,—
Мама вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.
Что такое Зацепа и почему до неё нужно везти пару прицепов? Зацепа - одна из улиц старой Москвы, этакий транспортный хаб. Людской поток в районе был настолько интенсивным, что в 1935 году туда приходилось гонять трамвай с парой вагончиков. А уже в послевоенные годы по улице ходил лишь один вагон.
Кстати, "шел трамвай десятый номер по Бульварному кольцу" - это миф. Десятка по Бульварному никогда не ходила.
Рассеянный с улицы Бассейной, Самуил Маршак
Прототипом героя послужил советский физикохимик Иван Каблуков. Ученый славился удивительной рассеянностью и непрактичностью. Во время лекций он часто оговаривался: вместо химия и физика, мог сказать химика и физия.
К тому же порой называл себя Каблук Иванов. Его повседневной фразой была : "я, то есть не я". Как интеллигентный человек Иван Каблуков обладал большой самоиронией. Поэтому прочитав стихи Маршака, он сказал брату поэта: "Ваш брат, конечно, метил в меня!".
Кстати, Рассеянный с улицы Бассейной жил в центре Петербурга. Теперь это улица Некрасова. А новая Бассейная располагается в Московском районе Санкт-Петербурга.
В стихотворении есть один существенный ляп. По сюжету, герой пытается добраться из Ленинграда в Москву. Но строчка: "Что за станция такая? - Дибуны или Ямская?" - вводит читателя в заблуждение. Эти станции относятся не относятся к линии Москва-Ленинград. Дибуны - направление Хельсинки, а Ямская и вовсе в Курске.
Мойдодыр, Корней Чуковский
В детской поэме меня заинтересовал момент побега мальчика от мочалки. Помните:
А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.
Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.
Если ленинградская Садовая улица и Сенная площадь расположены рядом, то от Сенной до Таврического сада без малого 5 километров. Это насколько же сильно испугался мальчик, что дал такой кросс. Да и вообще тогдашняя ограда Таврического была в районе 190 см.
Вот такие занимательные факты скрывают всеми любимые детские произведения. А о чем знаете вы? Пишите ответы в комментарии. А ещё ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Дальше будет интереснее.