- Здравствуйте! – появляется на ресепшене, словно из ниоткуда, молодая женщина со слегка нервными движениями. – А Вы, как нотариусы, консультации не проводите, а только сопровождаете?
- Смотря, что Вас интересует? – вот почему мне всегда так «везет»? Что клиенты приходят с разными вопросами, когда я сижу на ресепшене и замещаю администратора? Потому что тогда приходится консультировать прямо тут, в холле, пока не увижу никого, кто мог бы меня подменить.
- Меня интересует вопрос вступления в наследство моего престарелого дедушки. У которого деменция. И он признан недееспособным, - с ходу выдает мне посетительница. – А еще вопрос того, как можно подарить мне его квартиру. Просто у нотариуса помощницы меня такой сволочью выставили, что даже страшно стало! Видите ли, я хочу дедушку без имущества оставить полностью!
- Странное какое-то ощущение у меня пока возникает от того, как себя ведут девушки у нотариуса, - пожимаю я плечами. – Потому что в их обязанности не входит давать оценку тому или иному человеку и его поведению. А они это делают и заставляют Вас думать о том, что можно сделать, чтобы не быть сволочью, как Вы говорите.
- Так можно что-то сделать, чтобы дедушка подарил мне квартиру и не остался на улице? Чтобы сохранить мой моральный облик, так сказать, - спрашивает у меня женщина, прекрасно понимая, что помощницы у нотариуса просто перегнули палку там, где они это делали.
- Да, такой вариант возможен, - киваю я. – Можно оформить договор дарения, но одним из условий в нем зафиксировать, что Ваш дедушка сохраняет в этой квартире право пожизненного проживания до конца своей жизни. Такой договор, в силу того, что дедушка у Вас возрастной, нужно будет обязательно подписывать у нотариуса, чтобы избежать каких-то сложностей.
- Скажите пожалуйста, а как быть, если квартира, которую дедушка купил еще в начале 90-х годов, куплена была в браке? – смотрит посетительница на меня.
- Нужно согласие Вашей бабушки, - тут даже думать нечего – при дарении совместно нажитого имущества необходимо согласие второго супруга. Это закон, и нарушать его нотариус уж точно не согласится.
- Моя бабушка умерла четыре месяца назад, - опускает глаза женщина. – Нам нотариус отказывала в дарении, потому что он не вступил еще в наследство на супружескую долю.
- А почему Ваш дедушка не может подарить Вам все после вступления в наследство? – не понимаю, к чему такая спешка.
- А мы можем поговорить в более приватной обстановке? – оглядывается женщина по сторонам, словно боится, что ее кто-то может услышать.
Конечно, сейчас мне не желательно покидать место администратора, но я не должна консультировать людей прямо на ресепшене. Мы, как и адвокаты, подпадаем под действие закона об адвокатской тайне, и в обязательном порядке общаться имеем право только в приватной обстановке. Просто тогда дверь в кабинет оставлю немного приоткрытой.
Приглашаю посетительницу в свободную переговорную и сажусь за стол напротив нее, предварительно спросив, можно ли мне оставить немного приоткрытой дверь, чтобы видеть ресепшен и всех, кто заходит в холл.
- Понимаете, у моего дедушки есть дочь, - склоняется женщина ко мне, доверительно понижая голос. – И мама очень активно закладывает за воротник. Она пьет очень сильно. Дедушка хотел и продолжает хотеть обезопасить меня и моих троих детей от нее. И хотел, чтобы у меня была квартира, которую я могла бы сдавать. Но на детей он ее оформлять не хочет, а хочет подарить именно мне.
Так вот оно что! Там есть еще один человек, которого дедушка с внучкой хотят обойти.
- Хорошо, допустим, - киваю я. – Но что Вам мешает заключить договор дарения после того, как Ваш дедушка вступит в наследство на супружескую долю?
- Дедушка очень плох, - голос женщины становится еще тише, но уже не выглядит доверительным шепотом, а словно она пытается скрыть что-то. – И мы можем просто не успеть и не дождаться эти два месяца, которые остались.
- Тогда сначала делается дарение на то, что ему принадлежит – на 1/2 его квартиры, а потом, после его смерти, на ту супружескую долю, которая ему будет принадлежать после вступления в наследство.
- А на эту половину квартиры можно будет составить договор дарения таким образом, чтобы дедушка сохранил право проживания?
- Конечно можно. Только этот договор нужно будет подписывать у нотариуса все равно. Потому что сколько лет дедушке?
- Девяносто два года, - поднимает на меня глаза женщина. – А нотариус меня не завернет с тем, что я дедушку планирую без жилья оставить?
- А Вы планируете? – улыбаюсь я. – Если в договоре будет указано, что он там сохраняет право проживания, то нет. А где дедушка фактически проживает?
- У нас с мужем и детьми. Мы его как забрали полгода назад к себе из больницы, так и остался он у нас. А куда он денется с деменцией?
- С какой деменцией? – вот эти карты из рукава мне нравятся все меньше и меньше.
- Ну, дедушку забрали из больницы, а в документах стояла деменция, - хлопает она на меня глазками.
- Он признан недееспособным? – начинаю закипать. Потому что вступление в права наследования недееспособным – это отдельная и очень сложная процедура. В которой придется очень долго разбираться. И сам процесс идет очень длительное время.
- Нет, только в документах – что он недееспособен. И доверенность он на меня два месяца назад выписал, чтобы я в наследство вступила от его имени.
- Это плохо. Очень плохо. Потому что доверенность эта – недействительная. Совсем недействительная.
- И что? Наследство уйдет к моей маме?
Что ж там за наследство такое, что люди готовы сразу бежать и нарушать закон ради него?
Продолжение следует...