Найти тему
Дневник психолога

Эффективность беседы; успешность деловой беседы.

Чтобы достичь какой-либо цели в общении, даже будь то общение ради общения, люди придерживаются определенных правил. Особенно это проявляется в деловой беседе. Существуют даже показатели успешности деловой беседы: а) подготовленность, что включает в себя понимание обоих сторон беседы цели, плана, внутренних (индивидуальных, личностных) и внешних (ситуация) особенностей; б) правдивость, искренность в беседе; в) двойственный характер коммуникации, о котором далее.

Согласно исследованиям, не более 10 процентов людей умеют выслушать собеседника. И это становится большой проблемой в деловой беседе. Усложняются отношения, все дальше изначальная цель коммуникации. Только слушая можно понять собеседника, вникнуть в его утверждения и, впоследствии, направить в нужное русло или согласовать с ними свои.

-2

Чтобы упростить развитие способности слушать, в течение бесед используйте 10 правил эффективного слушания:

1. Настройтесь на тему беседы, ощутите внутреннюю заинтересованность.

2. Сядьте поудобнее, но не расслабляйтесь, так как расслабленность мешает внимательно слушать, правильная поза помогает сосредоточиться.

3. Во время беседы не смотрите на посторонние предметы - это отвлекает, нервирует собеседника. Отмечено, что женщины больше мужчин подвержены обратной связи, поэтому, слушая женщину, чаще смотрите ей в глаза.

4. Слушайте с интересом - это поможет создать атмосферу взаимной симпатии и уважения между вами и собеседником.

5. Не прерывайте партнера в разговоре, дайте ему возможность высказать свою мысль до конца.

6. Слушая, выделяйте главные мысли говорящего и старайтесь правильно понять их.

7. Быстро сопоставляйте полученную информацию с собственной и сразу мысленно возвращайтесь к основному содержанию разговора (прекрасно впишется активное слушание: Я правильно понимаю, что...?; вы хотели сказать, что... верно?)

8. Во время пауз в разговоре постарайтесь два-три раза мысленно обобщить услышанное. А можно и не мысленно, а вслух в формате "проверьте, правильно ли я понял общую картину" - так, и в предыдущем случае активного слушания, собеседник будет настроен на то, что вы внимательно слушаете и стараетесь понять его. Кроме того, вы, проговорив мысли собеседника, сами лучше осознаете их.

9. По ходу беседы старайтесь прогнозировать то, что будет сказано дальше. Это хороший метод запоминания главных положений беседы.

10. Не спешите с оценкой результатов беседы. Выслушайте.

Источник: на основе "Психология общения" Н. С. Ефимовой