Мы с мужем родились в год козы и относимся к этому красивому животному с большим пиететом. Коза очень чистое, умное и даже хитрое существо. Первую козу я запомнила на третьем году жизни. Сижу я на лавочке и смотрю, как молодой папа носится за строптивой козой Майкой вокруг погреба, чтобы отвести ее в стадо.
Когда дочери, т.е. мы с сестрой, разъехались в разные стороны, родители опять решили завести коз. Им уже было за сорок. Силы ещё были для такого хлопотного дела. Купили двух козочек Белку и Вечерку. Белка - беленькая, смирная, а Вечерка, наоборот, - черная и бодливая. Она была настоящим бесенком. Рога у нее постоянно работали, пыряла всех без разбора.
Козы подросли, стали ходить в стадо. Молоко давали очень вкусное. Мама встречала их с миской, в которой лежали кусочки мягкого хлебушка. Козы это знали и шли прямиком домой, где их ждало угощение. Кстати, хозяева, имеющие овец, всегда заводят и козу. Овец не дождешься из стада, будут шататься по селу, блея низкими дурными голосами. А коза быстренько становится вожаком, приводит бестолковых овец и в стадо, и домой. Голосок у нее высокий, хитренький: Меее! А у овец низкий и дурацкий: Бээ! Самое обидное оскорбление, я считаю, для женщины - овца (дурында т.е.) А коза, вроде как и ничего, - хитрая, себе на уме.
Коза удивительное животное: никогда она не подберёт ничего с земли, никогда не будет пить грязную воду. И листочки в лёгкой доступности ей не так интересны, как украденные из-за чужого забора. Вот он козий характер. (Я тоже люблю сорвать чужую ягодку, в Лазаревском недолго сомневалась, прежде чем нарвать инжира с одиноко растущего дерева среди зарослей колючей ежевики).
К родителям каждый год приезжал в отпуск младший папин брат дядя Толя.
Высокий, статный красавец - подполковник. В этот раз он приехал зимой. Вечерка была начеку: хмуро глянула своими желтыми глазами с узкими поперечными зрачками, наклонила рогатую голову и приложила нашего подполковника пониже спины. Дядя Толя влетел домой с руганью в адрес козули. Мама ему:
- Толя, что же ты ее боишься? Ты вон какой большой и сильный!
- Да, она, как встанет на задние копытца - выше меня!
А ночью было ещё веселее. Удобства у родителей в те далёкие годы были во дворе. Зимними ночами они пользовались ведёрком с крышечкой для отправления малой нужды. Но наш дядя Толя был выше этого. Он в трусах и майке, тапках на босу ногу выбежал во двор. Через пару минут заскочил обратно, дёрнул за ручку дверь, но она даже не шелохнулась. Изнутри было заперто. Гость кричал, стучал - без толку. Нашел в чулане древний брезентовый, пропыленный, от мороза, как деревянный, плащ, натянул его, полез по сугробам под окна и начал стучать по стёклам, ругая брата последними словами. Мама и папа сначала напугались, но узнав по голосу дорогого гостя, удивились, откуда он взялся за окном. Отец понёсся открывать окоченевшему брату. Дядя Толя, трясясь всем промерзлым организмом, требовал объяснить, зачем они заперлись. Папа в сотый раз рассказывал ему, что крючок на двери остался в вертикальном положении, а, когда, брат хлопнул дверью, он опустился прямо в петлю пробоя. Проводили эксперимент и кое-как доказали отсутствие злого умысла. Хорошо, что ночью во дворе козы не было.
Сейчас мы живём в родительском доме. В городе стоит пустая трёхкомнатная квартира, но нам нравится жить в сельской местности. Овощи и ягоды свои. Молочко берём у пожилой милой женщины. У нее пять коз и два козлёнка. Молоко вкуснейшее, творог на хлеб можно намазывать. А своих козочек так и не решились завести.