То, чему меня научила Библия. Часть 4.
Бог не делал в один день много дел. Как правило, одно дело на один день. И только человеков, и мужчину, и женщину сотворил в шестой день вторым делом. Так и человеку нужно поступать: планировать на день одно творческое дело и делать его. Ну, максимум, два. Остальное - не творческие дела, а технические мероприятия.
Семь дел Творца при творении мира: 1. Свет Божий. 2. Небо с небожителями. 3. Земля со всем земным. 4. Светила и прочий Космос. 5. Всё, что произвела вода. 6. Всё, что произвела земля. 7. Человек (мужчина и женщина). Единая Ипостась Святого Духа символически изображается семью духами (ни более, ни менее), видимо потому, что число семь выражает собой гармонию даров, составляющих совершенство цельного Святого Духа. Первый дар - дух любви к Творцу и признания приоритета Творца, который часто называют духом страха Божия. На самом деле это дух тяги к Богу и к сотрудничеству с Ним, необоримый зов духа, ума, совести, души, плоти и крови человеческой воссоединиться с Творцом для продолжения совместного творчества с Ним в общем деле Его домостроительства. Второй дар - дух радости познания. Это удивительно, но Бог, как и человек, познаёт Сам Себя и то, что Он натворил. Это дух высшего творчества, исходящий из первого духа любви. Хочу сотворить и знаю как. Третий дар - дух энергии, мощности, силы и выносливости. Для любви, познания и творчества необходимы силы, порождающие необходимую мощность, позволяющую дать достаточную энергию для творения и для того, чтобы тварь состоялась. Четвёртый дар - дух света просвещающего, дозволяющий различать добро от зла, благодаря которому всё ранее сотворённое могло бы увидеть новую тварь в правильном Богу угодном свете. Свет, позволяющий увидеть сущность новой твари, и дать ей её собственное сущностное имя. Пятый дар - дух разумения, позволяющий путём рассуждения принимать решения и встраивать вновь познанное и созданное в систему мировоззрения и мироздания или перестраивать их в соответствие с изменившейся сущностью. Шестой дар - дух мудрости, дозволяющий созерцать сотворённую гармонию и красоту мира и Бога, приносящие смиренномудрие, покой и благодать. Седьмой дар - дух, объединяющий первые шесть духов, целомудренный дух неиссякаемого вдохновения Творца, дозволяющий всеобъемлюще возлюбить не только Творца, но и себя и ближнего своего, как себя, и друг друга, как всех возлюбил Христос. Равно, как и человек, являясь седьмым творением Творца, объединяет в себе весь сотворённый до него мир в роли его владыки поставленным и помазанным на то Творцом. Семь Архангелов. Семь предложений в молитве Моисея и семь составных частей в молитве от Иисуса "Отче наш". Семь грехов. Семь блаженств. Семь мучений. Семь таинств Церкви. Семь лучей света (цветов радуги). Семь тонов звука (нот октавы). Семь периодов таблицы Менделеева. Семь столбов мудрости. И таки далее. Тему числа семь можно продолжать долго. Про человека, который что-то в этой жизни понял, говорят, что он различает, где 7, а где 8. Но почему именно 7? Только Бог знает. Человеку не сказал. Чтоб не только читали, а иногда и думали. Над тем, что такое 0? Что такое единица и существует ли такая же вторая единица? О том, что всё сотворено Троицей с необходимым и достаточным участием во всякой твари каждой ипостаси, в которой каждая разная и не сводится к другой. Троица есть, а трёх единиц нет. О том, что 7 этапов 7 составных частей в творчестве всегда имеют место быть и не только для того, у кого семь пядей во лбу. Несмотря на шутливый тон этого рассказа о числах и цифрах, его достаточно, чтобы кое-что почувствовать или даже понять. Возможно, что правило седьмого дня, это прямое указание на то, что тот, кто понял жизнь, тот не торопится, делает своё дело мудро, то есть как надо медленно, твёрдо, постепенно не нарушая и не сокращая длительность пауз между шагами, что обеспечивает ему фундаментальную основательность и незыблемую ценность. Во всяком случае, для себя я так усвоил урок седьмого дня и, чтобы, не дай Господь, не злить Бога, не буду делать те свои дела, которые делал все шесть дней, в день седьмой. Буду делать совсем другие дела, которые не делал в эти семь дней, если не получится отдыхать, праздновать и радоваться нетомучёнадоделанию или ничегонеделанию, почивая вместе с Богом. В таком подходе есть, конечно, своя логика. Однако, в том, в чём есть обычная пошлая человеческая логика, как правило, нет ни смысла, ни уж тем более толку. Если рассуждать логически, то миллиарды людей за тысячелетия общения с Библией успели подумать, наверное, обо всём. Каждое слово обдумано, обмусолено, обкашляно, разжёвано, измалёвано на все ряды, лады, вкусы, пристрастно, неистово, объективно и всесторонне. И тем не менее, совершенно очевидно, что у каждого из них было своё прочтение Библии и каждый научился чему-то своему, тому, что по наследству не передаётся и что он так и не смог передать потомкам в своих писаниях, художествах и нотах. Всё передать не хватает слов, даже тому, кому шепчет на ухо Господь. В этом проблема человеческого слуха. Имеющий уши, да услышит. Гегель считает, что природа Веры, Знания и Познания едина. Я полагаю потому, что эта троица имеет один и тот же дух. Я так понял Библию, что Познание соединяет Веру и Знание, как Дух Святой соединяет Отца и Сына. Дух Познавателя так же верует в знание, как Сын верует в Отца. И сущность Духа – в себе и для себя бытие. Бог сущий в Себе и для Себя, и из него всё Бытие, и так Он Сам Себя познаёт. То же происходит и с человеком-познавателем, ибо сущность его духа есть то, во что, ещё не познавший самого себя, дух верит. В то же время дух познавателя, как знание, есть то, что он, ещё не познав себя самого, о себе уже знает. Собственно Познание и есть Дух, Дух Самопознания. Поэтому мне представляется, что процесс творения человека не был закончен в шестой день. В шестой день, был сотворён только начаток человека, но такой, что Бог уже мог позволить Себе отдохнуть перед длительным и энергозатратным процессом наблюдения над тем, что из этого всего получится. Если прямо следовать Библии, то процесс творения человека состоит из минимум трёх этапов. Первый этап закончился в шестой день – «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. Бог сотворил жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». В результате первого этапа создана единица человечества (муж + жена = один полноценный человек в Божием понимании), которая была способна плодиться, размножаться, наполнять землю, обладать ею и владычествовать над всею землёю, то есть над остальными небесными, водяными и земными тварями. После этого начинается второй этап – что-то вроде пуско-наладочных испытаний человека в отношениях с Творцом и с миром. «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку (Адам + жена = один полноценный человек в Божием понимании), говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Очевидно, что это - второе испытание человека. Первое Адам прошёл своей реакцией на жену, которую ему привёл Бог. Тут ему зачёт. Так и нужно реагировать на всё, что тебе предлагает Творец, если желаешь себе всех благ на многие лета. Косвенно, это Бог подтверждает в пятой заповеди. Не ты родителей и жену выбираешь, имеешь тех, кого тебе Бог привёл. Так вот, человек, в лице своей жены, вряд ли поверил змею вопреки предостережению Бога, полагаю, он сознательно выбрал познание добра и зла ценою умирания смертью. В этом акте великая сила веры Творцу и полная принадлежность Ему. Бог многократно повторяет человеку: Я Господь Бог твой. Господь - это значит Творец, господин, собственник по праву творения. Право творения – главное божественное право творца на тварь. Бог увидел на что способен человек и уже спокойно по результатам пуско-наладочных испытаний его изгнал из рая, зная, что человек не пропадёт. Результатом второго этапа творения человека стал человек, способный к познанию добра и зла, и такого на всё способного человека уже нельзя было допустить к жизни вечной, кроме как только через судебное познание плодов его жизни временной. «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». Так закончился второй этап творения человека.