Deluxe Edition
Альбом «Хватаясь за соломинки», вышедший 22 июня 1987 года, стал последним с Фишем – ярким вокалистом и идейным вдохновителем «Мариллион». Ему предшествовали три пластинки, очень разные и цельные: напористый/злободневный "Сценарий", философский/мрачный "Фугази" и лирический/чувственный "Неуместное детство".
После очень мелодичного и по-доброму грустного "Детства" ("Misplaced Childhood") у меня была надежда, что в "Соломинках", группа продолжит развивать свое собственное звучание, исследуя новые и более сложные пути. Ну, попросту, говоря, сделает что-нибудь в духе матёрого "Fugazi" (мой самый любимый у Marillion).
Исполнитель: Marillion "Clutching At Straws" (1987, неопрог-рок)
Вопреки моим большим ожиданиям мы получили здесь песни с базовыми структурами, взятыми из самых вялотекущих вещей «Детства» с парой «вишенок»-хитов, поверх этого кремового торта. Песни переходят одна в другую, едва отличаясь друг от друга. Это, безусловно, концепт: одна длинная-предлинная композиция в одном ключе и настроении на 50+ минут. Однако, по мне так, чуток скучноватый. Слышно, что личные переживания Фиша, выраженные в многословной и очень сложной лирике, становятся более важным, чем сама музыка. Этакая мелодекламация – извечная проблема нео-прога. Поэтому сей альбом стал для меня небольшим разочарованием.
Есть, конечно, хорошие музыкальные произведения. Определённо недурна "Warm Wet Circles", просто замечательна "White Russian", хотя и несколько многословна, "Incommunicado" - это хороший поп-сингл, который неплохо вписался в чарты, а" Sugar Mice " удаётся совместить болезненно личное послание с наполовину приличной мелодией. Парадоксально, что финальный трек "The Last Straw/Happy Ending" умоляет о том, чтобы "всё осталось по-прежнему", в то время как Фиш неосознанно (или нет?) в своё время прощается с группой.
В итоге имеем сносный, но разочаровывающий альбом, который слишком ясно давал понять, что что-то действительно должно измениться, и, конечно же, значительные перемены были уже не за горами. Ибо группа зашла в творческий тупик. Дерек Дик (Фиш) ничем иным, как уходом, и подтвердил мою догадку.
Ещё одним косвенным подтверждением стал тот факт, что его сольные работы в конце 80-х, начале 90-х, на голову выше музыки былых коллег с недопевцом Хогартом. К этой теме мы ещё вернёмся, когда придёт черёд разбирать очередной хогартовский «Мариллион» со звуком 5.1.
Да, к нашему удовольствию, столь превосходная группа, в какой-то мере – зачинатель нео-прога как под-стиля прогрессивного рока, уже под многоканальным «прицелом». Нет-нет, да и «выстреливают» делюксовые диджибуки-кирпичи с объёмным звуком. Ведётся эта «пальба» по воробьям как-то без логики и бессистемно: то в Фиша «пальнут», то в Хогарта. Да, и стрелки, по правде говоря, криворукие, с невесть откуда выросшими конечностями и головой.
Marillion "Clutching At Straws" 4CD + Blu-ray
Deluxe Edition
Blu-ray: DTS-HD MA 48/24 5.1, LPCM 48/24 5.1, PCM 48/24 2.0
+ The Final Straw (Documentary)
+ 1999 Remaster Bonus Tracks:
“Incommunicado” (Alternative Version)
“Tux On”
“Going Under” (Extended Version)
“The Last Straw” Clutching At Straws: Interviews with Fish and band
+ Promo Videos (SD Content):
“Incommunicado”
“Sugar Mice”
“Warm Wet Circles”
Disc One: CD - 2018 Andy Bradfield & Avril Mackintosh Re-mix
Disc Two: CD - Live at the Edinburgh Playhouse 1987 (2018 Michael Hunter Mix)
Disc Three: CD - Live at the Edinburgh Playhouse 1987 (2018 Michael Hunter Mix)
Disc Four: CD - 1999 Remaster Demos
Disc Five: Blu-ray - Clutching At Straws (2018 Andy Bradfield & Avril Mackintosh Re-mix)
Группа в 1987 году:
- Fish / vocals
- Steve Rothery / guitars
- Mark Kelly / keyboards
- Pete Trewavas / basses
- Ian Mosley / drums, percussion
With:
- Tessa Niles / backing vocals (2,11)
- Christopher "Robbin" Kimsey / backing vocals (7)
- John Cavanagh / Dr. Finlay voice (8)
Производство
2018 Andy Bradfield and Avril Mackintosh 5.1 and stereo remixes / Original 1987 mix
Parlophone Records (0190295605049). 1987 / 2018
Наших незадачливых героев зовут Энди Брэдфилд и Аврил Макинтош (Andy Bradfield and Avril Mackintosh). Тут на примере «Соломинки» разберём их мастерство и почему оно вызывает недоумение.
Честно говоря, мне едва удалось (как уже думаю) разобраться в проблеме только после нескольких внимательных прослушиваний. Определиться во мнении помогла повышенная громкость, чего и вам советую при заходе на альбом.
1. Баланс. Этот параметр постоянно находится на пограничном положении «почти баланс». Удивительно, но сбивает с толку хорошее чувство воздушности, атмосферности и широкого объёма в этом ремиксе. Само по себе это хорошо и ошибкой не является. Однако при пониженной громкости при прослушивании, по этой (и той, что я опишу ниже) причине теряется ощущение дискретности. Тылы кажутся частенько пустыми. Но это не так на самом деле. Ошибка кроется прежде всего в пункте 2.
2. Статика. На мастер-ленте, конечно, много дорожек и инструментов. С особой предрасположенностью инженеры используют в прядке важности: гитару (аккорды, пассажи, риффы), клавишные и вокалы. Именно с их помощью идёт создание звукового поля в тылах. И то ладно, в общем говоря, поскольку практически весь арсенал группы.
Проблема заключается в другом: в дисбалансе позиционирования. Барабаны применяются для задней панорамы значительно реже, чем для фронтов. А это приводит вот к чему: электрогитары и клавишные, всегда идущие на заполнение тылов, даже с приличной для них громкостью (вплоть до ощущения баланса), не могут «перекричать» вокалиста и ритм-секцию (барабаны + мощный бас). Получается, что если спереди у вас гитара+клавишные+ритм-секция+вокалист, то они обязательно «уделают» размазанные в тылах гитары и клавишные, пусть и громкие.
С громкостью, как вы понимаете, тесно связана дискретность как таковая. Если есть громкая атака – слушателю понятно, что и где звучит. Нет её – всё вяло и незаметно, как в вязком болоте. Вот тут, как раз такой случай: в тылах жизнь замечена, и она вялотекущая. Ударных и атакующих гитар с клавишными там некоторый недостаток. Несколько раз, правда, гитарные риффы сильно подняли оценку миксам. Но, простите, разве это мастерство: тупо залить одну гитару в тылы, а во фронтах противопоставить ей всех остальных? ["Incommunicado"].
Естественно, что при таком подходе здорово нивелируется самое мощное достоинство группы - уникальный голос Фиша. Его можно было распределять по разным углам системы. Но сделано это было постыдно мало ["White Russian", где Фиш на короткое время «переехал» в левый фланг]. Вокалистку Тессу Найлз (Tessa Niles) в «Последней соломинке» также можно было бы отвязать от фронтов.
В итоге (на пониженной громкости особенно), слушателю приходится напрягаться (интересно, мне одному?), вслушиваясь для понимания: «а был ли мальчик?». От такой неочевидности мои оценки ремиксам крутятся вокруг 6-9 баллов.
3. Динамические эффекты. Удивительно, но такие имеют место быть. Самый яркий случай в треке 3, где вокалистка «перескакивает» по углам системы. В треке 11 лёгкий НЛО облетает систему несколько раз.
Резюмируя: не сочтите вышесказанное за чрезмерные придирки, хотя, допускаю, что переборщил. Но уж очень нравится и группа, и альбом, а для любимого хочется лучшего.
Оставляю ниже рейтинг каждой композиции для всеобщего обсуждения:
1. Hotel Hobbies = 7/8
2. Warm Wet Circles = 7
3. That Time of the Night (The Short Straw) = 9
4. Going Under = 6
5. Just for the Record = 8/9
6. White Russian = 8
7. Incommunicado = 8
8. Torch Song = 8
9. Slàinte Mhath = 9
10. Sugar Mice = 7/8
11. The Last Straw/Happy Ending = 7
Таким образом выводится средний балл за все 11 номеров программы: 8.
Любопытно, что сам Фиш, охарактеризовал микс, как "truly wonderful".
p.s.: Альбом записанный в 1987 году несёт тревогу за судьбу русского народа в разгар Перестройки. Очень интересно появление сурового образа Владимира Владимировича Маяковского на графике к альбому, как и сам текст песни White Russian. Ну, что коллеги, возьмёмся за перевод с английского?
Другие многоканальные альбомы из мариллионоведения – науки о музыке Marillion:
Marillion "Brave" Blu-ray 5.1: Бравая девушка и скучные все
Marillion "Script For A Jester’s Tear" Blu-ray 5.1: Шут наплакал
Σ = 8
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0.
2 = то же, что и стерео 2.0.
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, живой центр.
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса.
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Genesis "Trespass" DTS, SACD 5.1: Вторжение, прорыв и победа
Steve Hackett "Voyage Of The Acolyte" DTS 5.1 up-mix: Вояж, вояж… или Чудеса техники
The Pineapple Thief "Dissolution" DVD, Blu-ray 5.1: Мир разрушенных иллюзий. Часть 1, электрическая
Anathema "The Optimist" Blu-ray 5.1: Нарочитый оптимизм
Genesis "Nursery Cryme" DTS, SACD 5.1: Наша музыкальная шкатулка
Tony Banks "A Curious Feeling" DTS 5.1: Просто из чувства любопытства
Squackett "A Life Within A Day" DTS 5.1: 2 в 1 = Yes + Genesis
Genesis "...And Then There Were Three..." DTS, SACD 5.1: И тогда их осталось трое
King Crimson "In The Wake Of Poseidon" DVD-Audio 5.1: от ELP к "Посейдону" и обратно
A King Crimson ProjeKct "A Scarcity Of Miracles" DVD-Audio 5.1: Компенсация нехватки чудес
Porcupine Tree "Fear Of A Blank Planet" MLP 5.1: Недетские проблемы
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!