Эстетический шок
Посещение нового завода, где собирают ЯМЗ-530, способно повергнуть неподготовленного человека в глубокий шок. Вы заходите в огромные и чистые цеха, где очень мало людей. Уровень автоматизации производства достигает 90%. А есть линии, на которых и вовсе исключен человеческий фактор. Так, линия обработки коленчатых валов автоматизирована на 100%!«Группа ГАЗ» инвестировала в проект около 10 миллиардов рублей. Производство площадью свыше 50 тысяч квадратных метров оснащено оборудованием ведущих производителей: Grob Werke, Heller, Thyssen Krupp Krause, Liebherr, JW Froehlich, Riko, Durr Ecoclean, Carl Zeiss и других.
Знаете, что поражает больше всего человека, знакомого с реальным производством? Отсутствие потеков и следов масла не только на технологической линии, но и на поставляемых деталях! Потом обращаешь внимание на уровень и качество обработки металла… Потом ты узнаешь, что все ответственные операции автоматизированы настолько, что в любой момент по серийному номеру двигателя можно проверить, с каким усилием затянуты болты, крепящие головку блока, или как были отрегулированы клапаны…
Все это говорит о высочайшей культуре производства, и после увиденного не удивляешься тому, что три четверти людей, работающих на заводе, – с высшим образованием, и что в рамках организации проекта конструкторы и технологи ЯМЗ прошли стажировки в ведущих европейских компаниях.
ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536
На сборочной линии четырех- и шестицилиндровые двигатели идут вперемешку. Они полностью унифицированы по конструкции и различаются только количеством цилиндров. При этом производственная линия получилась очень гибкой, ведь широкий спектр потребителей подразумевает установку самого разнообразного навесного оборудования.
Арочная конструкция блока цилиндров обеспечивает высокую жесткость (а значит, уменьшение шума и вибраций) – двигатель действительно оказался довольно тихим. А оригинальная запатентованная система охлаждения «обратного типа» снижает тепловую напряженность и положительно влияет на ресурс двигателя.
Понятно, что система питания здесь типа Common Rail, но вот то, что прочность базовых компонентов, рассчитанных на давление сгорания 210-230 бар, определяет высокую надежность при форсировке до 50 кВт/л (68 л.с./л) – это рекордный показатель не только для отечественного автопрома, даже немногие зарубежные производители могут позволить себе гарантировать 1 миллион километров пробега для аналогичных двигателей, работающих на коммерческой технике. Чтобы было понятно, о чем идет речь, поясню: максимальная мощность шестицилидрового ЯМЗ-536 – 350 л.с., и снимаются эти лошадки с рабочего объема 6,65 л! Подавляющее большинство мировых производителей снимает такую мощность с 8-9 л рабочего объема.
Еще одним преимуществом ЯМЗ-530 можно считать то, что двигатели эти намного легче конкурентов, а значит, при прочих равных растет коммерческая и общая эффективность перевозок.
Сейчас завод выпускает двигатели, соответствующие экологическому стандарту Евро-4, но версия Евро-5 уже есть и ждет своих заказчиков. И самое удивительное в этом проекте то, что двигатели Евро-5 получились не дороже своих предшественников! При этом в конструкцию моторов заложена возможность достижения норм Евро-6.
На выходе имеем два двигателя, закрывающих мощностный диапазон 136–350 л.с. Параллельно с турбодизельными версиями можно заказать газовый двигатель, но и это еще не все. В перспективе появится абсолютно новый рядный шестицилиндровый двигатель ЯМЗ-780 – это 12-литровый турбодизель (450–600 л.с.).
От себя могу добавить, что мне довелось поездить и на автомобилях с двигателем ЯМЗ-534 (ГАЗон NEXT и ЯМЗ-536 (Урал NEXT), и оба двигателя оставили только положительные впечатления: это тихие моторы с серьезным запасом тяги и очень неплохой экономичностью. Находясь за рулем, никогда не подумаешь, что под капотом двигатель такого скромного объема: реальные впечатления, будто едешь на машине с объемом двигателя в полтора раза больше – изумительная эластичность. Самые яркие впечатления ГАЗон NEXT (ЯМЗ-534) оставил на трассе, когда реально можно было обгонять соседей по потоку и буквально «уходить в точку». Четырехцилиндровый двигатель объемом 4,43 л на ГАЗоне NEXT City выдает 150 л.с. и 490 Нм, но самое главное – это тяга на «низах»: полностью груженная машина нормально выбирается из песка и уверенно передвигается по проселку. Урал NEXT с двигателем ЯМЗ-536 (300 л.с., 2 100 Нм) на бездорожье и вовсе напоминает быстроходный танк – такое ощущение, что остановить его невозможно.
Про импортозамещение
Двигатели получились выдающимися, но созданы они по мировым стандартам и технологиям, а это подразумевает использование широкого ассортимента продукции сторонних производителей. И среди этих производителей много иностранных компаний.
Но понемногу начинает работать программа импортозамещения. Ага, именно та самая, о провале которой так много кричали на всех перекрестках. Сюрприз, правда? Секрет в том, что «Группа ГАЗ» начала заниматься импортозамещением задолго до того, как его сделали нашим ответом на санкции. И коленвалы уже начинают ковать в Набережных Челнах, а качественное литье – делать в Нижнем.
Для специалистов будет сюрпризом, что сейчас на ЯМЗ-530 ставят наши топливные насосы. Вдумайтесь: вся топливная система – Bosch, и на нее Bosch дает фирменную гарантию, а вот топливный насос в ней наш, и на гарантию это никак не повлияло.
В число потенциальных потребителей двигателей семейства ЯМЗ-530 входит более 20 предприятий. Двигателями ЯМЗ-530 комплектуются российские грузовики и автобусы, про ГАЗон и Урал NEXT я уже писал, а кроме них – автобусы ЛиАЗ и ПАЗ, белорусский МАЗ.
Новые заказчики приезжают на завод еженедельно, и среди них производители сельскохозяйственной и дорожной техники, а также тракторостроители. Приходят заказы и с неожиданных направлений: новыми моторами заинтересовались и судостроители, они собираются устанавливать ЯМЗ-530 на скоростные катера. Мощность нового производства – 20 тысяч двигателей в год с возможностью расширения до 40 тысяч. Даже сейчас, в условиях кризиса, производство двигателей растет.
Всё не так
Иногда создается впечатление, что большинство средств массовой информации живут в альтернативной реальности, где все плохо, ничего хорошего уже не будет, и где об отечественном автопроме хорошим тоном считается говорить и писать с изрядной толикой сарказма…
Но на самом деле все не так. Переориентация экономики на реальный сектор уже запущена. Наступает эпоха новой индустриализации, и предприятия «Группы ГАЗ» – реальное тому подтверждение. Здесь работают и создают отечественную продукцию мирового уровня, и Ярославский моторный завод доказывает, что потенциал наших производителей весьма велик.