Синдром «мёртвой» матери — та, кто жива, но мертва психически
Они не качают на руках своего малыша. Не успокаивают. Не играют с ним и не ругают. Не поют песни. Не замечают побед, переживаний, обид. Не любят, но не ненавидят. Сегодня на примере фильма «Что-то не так с Кевином» я расскажу об одном из самых страшных психических феноменов — синдроме «мёртвой» матери.
Эмоциональная немота. Беременность и рождение
Конечно, никакой физически мёртвой мамы нет. Речь о той, что отсутствует эмоционально. О матери, которая отчуждает ребёнка: «не слышит» его плачь и «не видит» его, в прямом смысле избегает глазного и тактильного контакта.
Но начинается всё постепенно и вкрадчиво — ещё во время беременности. В самых сложных случаях синдром расцветает угрозой выкидыша, токсикозами и другими осложнениями. Но бывает, что разница видна лишь в поведении. Так было и у Евы — главной героини фильма.
Первое, что бросается в глаза, как отстранённо она сидит в окружении других беременных женщин. Они сосуществуют со своим состоянием спокойно: показывают его, прикасаются к животу, обсуждают беременность с другими. Ева же сидит затравленно. Носит закрытую одежду, чтобы скрыть беременность. Отводит взгляд от других женщин. Хочет сбежать из их мира и от их разговоров. Кажется, что она вынашивает чужеродное тело, а не сына. Эмоциональной связи с ребёнком нет.
Главная опасность синдрома — тишина, в которой он живёт. Женщина искренне не знает, что с ней что-то не так. На фоне популярного образа любящей матери она чувствует вину за свою инаковость. И даже если решение рассказать о трудностях придёт, скорее всего, в ответ она услышит: «Он родится — и всё пройдёт».
Увы, не обязательно. В Еве материнские чувства рождение ребёнка не пробудило. Мы видим, что после родов она по-прежнему сидит отстранённо, а Кевина — сына Евы — на руках держит отец.
Рост и воспитание. Главное — удовлетворить потребности
Поскольку эмоциональная связь так и не появилась, материнство скукоживается для Евы в цепочку пустых действий: кормить, лечить, одевать, гулять… Без чувств, без желаний — просто из-за ответственности.
Кевин будто чувствует, что в мире ему не рады. Он много плачет, а Ева сильно устаёт, но устаёт по особому. Она по-прежнему старается отдалиться от ребёнка: то держит его на вытянутых руках, как можно дальше от себя, то заглушает плач грохотом отбойного молотка.
Представьте, как мама успокаивает младенца. Она прижимает его к себе, качает и что-то шепчет. Теперь взгляните на Еву: она создаёт видимость материнского сострадания.
После рождения ребёнка травматизация матери усиливается и проявляется в виде послеродовой депрессии или тревожного расстройства. Женщина не может быть матерью: «Не знаю что делать, нет сил». А иногда даже фантазирует на тему смертельной болезни или убийства. Если же защитные механизмы оказываются сильными, мысли «переворачиваются», и мать чувствует невыносимую тревогу за жизнь ребёнка. Чаще всего этот прекрасный набор по-прежнему не осознаётся.
Влияние на ребёнка — синдром «мёртвого» сына
Чем старше становится ребёнок, тем сильнее в нём чувство брошенности, которое он не может осознать. Ведь внешне всё хорошо: мама кормит, одевает, ходит гулять. Фактически потери нет, а значит, её невозможно отгоревать и найти замену. В итоге нарушаются причинно-следственные связи: «Я ничего плохого не сделал, а мама меня не любит. Значит, я плохой сам по себе». Так процессы «омертвения» переходят от матери к сыну.
Бессознательное развитие этой темы у сына Евы Кевина мы можем наблюдать в словах: «Смысл — в отсутствии смысла». Для Кевина незнакомо понятие любви: он не знает, что это такое, и не может любить сам. Это рана, которая кровоточит при малейшем прикосновении к ней.
А кто виноват?
Общество, которое культивирует образ неутомимой и вечно доброй матери? Генетика, которая сделала женщину уязвимой для синдрома? Или сама мать, которая не смогла полюбить ребёнка?
Точно никто не знает. В фильме Кевин совершает чудовищный поступок, но вопрос «Кто он — генетический психопат или нелюбимый сын?» остаётся открытым.
Понятно одно: в прошлом каждая «мёртвая» мама пережила потерю, не смогла её отпустить и теперь заживо хоронит себя. Она замораживается, защищаясь от реальности, которую ей трудно принять. Такая женщина не в силах дать ребёнку то, чего нет у неё самой. Её горе сжирает все остальные стороны жизни.
Мёртвая убивающая мать
Если в жизнь женщины и ребёнка не вмешается кто-то со стороны, «мёртвая» мама превращается в «мёртвую убивающую». Это снова метафора, о реальных действиях речи нет. Вместо них мать бессознательно сообщает ребёнку мысль: «Я тебя не хотела. Ты ни с чем не справляешься. Будет легче, если ты исчезнешь».
Например, через гиперопеку и гиперзаботу. Такую мать интересуют болезни ребёнка, его неудачи. В противовес её обычной безразличности, она участливы к травмам и болезням своих детей. Если же те в порядке, бесконечно предрекает страшное будущее. Так она подавляет в ребёнке радость жизни и веру в себя и постепенно заражает своей смертоносностью.
Короче говоря
Если в мире есть вещь, которая влияет на всю жизнь человечества, — это связь матери и ребёнка в первые годы жизни. Кто знает, кем вырастет сын, мать которого была «мёртвой».