Еще несколько лет назад многим казалось, что термин эмоциональный интеллект — это маркетинговая уловка, которая помогает в продаже очередных курсов или тренингов. Мы выросли в обществе, где эмоциям не уделялось достаточного внимания, а проявление их вызывало осуждение со стороны окружающих. Но все изменилось! И в 2016 году в Давосе на Всемирном экономическом форуме были впервые сформулированы 10 Soft Skills, а эмоциональный интеллект назван и важнейшим навыком XXI века.
Тема эмоционального интеллект сейчас в тренде. И всё больше родителей, педагогов и психологов озабочены развитием эмоционального интеллекта у детей. Это очень хорошая тенденция, но часто, когда тема становится популярной, то среди громких заголовков бывает сложно разобраться, где же работающая методика, а где рекламный ход. Сильно упрощенные, без научной доказательной базы новые теории и практики развития эмоционального интеллекта обрели популярность в сфере дополнительного образования детей.
Как же оценить компетенцию преподавателя/центра/эксперта по развитию эмоционального интеллекта и понять, куда отдать ребенка на занятия, чтобы «подружить» с эмоциями?
Для этого существует несколько критериев. Разберем каждый по очереди.
Имеет ли программа научную основу и на кого опирается в своей методической базе.
Принципы и положения, которые определяют общую концепцию любого обучения, а также выбор форм и приемов работы по достижению поставленных целей должны иметь научную и методологическую основу. Если говорить проще, первым критерием, на который нужно обращать внимание — это по какой научной методике работает педагог или центр по развитию эмоционального интеллекта. Научный подход обеспечивает строгую логику и эффективность программ, верифицированные инструменты развития способностей, а также позволяет получить прогнозируемые практические результаты.
Мы опираемся на теорию основателей эмоционального интеллекта (профессора П. Саловей, Дж. Мэйер и Д. Карузо). Это четко обоснованный научный подход, который рассматривает ЭИ как часть общего интеллекта. И развивать его необходимо как когнитивную способность, чтобы уметь: распознавать эмоции, понимать их, использовать как ресурс и управлять ими. Согласно этой теории эмоции являются источником данных, помогают ребенку думать, действовать и принимать эффективные решения.
Одобрена ли данная методика научным сообществом и какие исследования по ней проводились.
Недостаточно просто опираться на чью-то теорию, важно, чтобы она была апробирована научным сообществом и имела подтверждение данных результатов не только с теоретической точки зрения, но и с практической.
Многие исследования показывают, что программы по развитию ЭИ, как когнитивной способности, имеют большую эффективность*. А модели, ориентированные на ЭИ, как черту характера - показывают меньшую результативность**.
Наши эксперты регулярно выпускают научно-методические пособия в издательстве ИП РАН, а научным руководителем «ЭИ ДЕТИ» является известный российский ученый, доктор психологических наук, профессор ИП РАН, член Президиума Российского психологического общества Елена Алексеевна Сергиенко.
Еще один критерий, который говорит о компетентности и профессионализме — это термины, понятия, аббревиатуры, которые называются и используются.
Часто эмоциональный интеллект (ЭИ/EI) приравнивают к аббревиатуре EQ. Многие это делают по аналогии с IQ. Но на самом деле EQ (Emotional Quotient) расшифровывается как коэффициент эмоциональности. И он не обозначает уровень эмоционального интеллекта, а устанавливает степень и силу выражения эмоций ☝️
Поэтому, если на каком-нибудь ресурсе, в статье, публикации, вы увидите, что эмоциональный интеллект обозначают аббревиатурой EQ, то это повод насторожиться и проверить информацию где-то еще. Обязательно сравнивайте и сопоставляйте данные в разных источниках.
Изучайте тему, читайте научные источники и развивайте критическое мышление, которое поможет вам руководствоваться верными принципами при выборе продуктов или услуг по развитию вашего ребенка🙌
*Hodzic et al, 2017; Crombie et al., 2011; Kidwell et al., 2015; Nélis et al., 2011
**Hodzic et al, 2017; Crombie et al., 2011; Kidwell et al., 2015; Nélis et al., 2011