В арт-терапии есть такое, если выражаться упрощенно, «поднаправление» — изотерапия. Все мы знаем, что такое ИЗО. Конечно, оно было у всех нас в школе, но какое отношение имеет рисование к психологии?
Изотерапия — направление в психотерапии и психологической помощи, представляющее собой терапию творчеством, в первую очередь рисованием. Изотерапия является разновидностью арт-терапии. Арт-терапия (от англ. art «искусство») основывается на применении для терапии искусства и творчества.
В настоящее время этот вид терапии является очень популярным и доступным методом терапии. Изотерапия применяется при работе с людьми, имеющими самые разные психологические трудности: депрессии, фобии, различного рода зависимости, внутренние конфликты, повышенную тревожность и т. д. Занятия могут происходить как в малых, так и в больших группах. Также изотерапия является эффективным методом при работе с детьми, подростками и людьми пожилого возраста, так как представителям данных возрастных групп часто бывает не просто в полной мере выразить то, что они чувствуют, словами. Терапия творчеством очень помогает разобраться в их чувствах и проблемах.
Как метод психологической коррекции, изотерапия берет начало от психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологии Юнга, использующего личное рисование, как для подтверждения идеи об универсальных и первоначальных символах. [Вестник Психологии//Арт-терапия в работе с депрессией].
Таким образом, среди основных целей изотерапии можно выделить следующие:
- Позволить дать выход негативным чувствам, включая агрессивность;
2. Облегчить лечение;
3. Получить диагностический материал для заключений и интерпретаций;
4. Проработать чувства и мысли, которые человек привык подавлять, нередко невербальные средства выступают единственными в прояснении сильных убеждений или переживаний.
5. Возвращение в состояние играющего ребенка, не боящегося творить;
В отличие от взрослых дети имеют теснейшую связь между телесным и духовным. Взрослый постоянно контролирует свои аффекты. Ребенок не боится демонстрировать свои чувства, не может и не хочет их сдерживать. В своем творчестве дети также, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют. Они не пытаются проанализировать свои рисунки или поделки, не ищут скрытый смысл в том, что изобразили.
Творчество естественно вплетается в жизнь ребенка, являясь неотъемлемой частью его развития. В творчестве ребенка отображается то, что его волнует, то, что для него важно.
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. [Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2000].
На первом этапе изотерапии клиент перед собственно творческим процессом находится на стадии непосредственного переживания.
Второй этап представляет собой процесс творческой работы — создание изображения, визуальное представление внутреннего переживания.
Третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения (то есть, чтобы сознание человека было направлено на конкретный объект).
Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.
Одной из главных задач изотерапевта является становление частью работы клиента, так как главным в изотерапии является клиент и его чувства относительно рисунка.
Спасибо за прочтение)
Получить консультацию и пройти изотерапию вы можете обратившись ко мне здесь https://vk.com/dariavishru