В конце прошлой недели принял участие в литературном фестивале «Сила слова» в Благовещенске, небольшом городе рядом с Уфой. Прочел три лекции. В основном - школьникам. Но на одну лекцию пришли родители с детьми, потому что тема разговора была такая: «Винни Пух, Мэри Поппинс, Карлсон и другие… отрицательные герои детской литературы». Чуть провокационное название убедило прийти и взрослых тоже. Дети были не только школьного, но и дошкольного возраста. Во-первых, сразу чувствуется, когда люди приходят добровольно. После двух других лекций школьники были довольны и заинтересованы и даже пригласили меня преподавать литературу в их школе), но все-таки изначально их просто «пригнали». По разнарядке. Учителя. Завуч. Как у нас водится. А тут - было действительно свободное посещение. Я начал разговор и... нырнул в счастье. В счастье разговора. Легкого и вдумчивого. Остроумного и глубокого. Семилетняя девочка сказала мне, что Карлсона не существует, что он всего лишь выдумка автора. Девятилетний и начитанный мальчик в очках спросил меня, читал ли я какую-то скандинавскую повесть, о которой я даже не слышал. Он удивленно посмотрел на меня и сказал: «Почитайте. Там мальчик тоже шалит, как и Карлсон».
А потом произошло чудо. Я говорил о Памеле Трэверс и ее знаменитой Мэри Поппинс. Если помните, там есть такой момент, когда малыши, которым еще нет и полугода разговаривают со Скворцом. И понимают его язык. Нет преграды между маленькими детьми и природой. Нет преград для понимания мира. Проходит буквально пару месяцев, и Скворец с грустью понимает, что дети выросли и уже ЗАБЫЛИ язык птиц... Я привел этот пример, и вдруг одна девочка, подняла руку и спросила: «А как стать такими родителями, чтобы и во взрослом возрасте понимать язык скворца?». Прекрасный вопрос. Который сам по себе лучше любого ответа. И такой вопрос мотивирует на чтение и на дальнейшую работу.
#силаслова #методклейна #читайдодыр