Несмотря на нехватку финансирования, в СССР уделяли много внимания развитию транспорта. Оригинальные автобусы то и дело появлялись на дорогах и удивляли обывателей.
«Рижская АФ-976»
Модель производилась на механическом заводе в Риге. Была большего размера, чем привычный рафик. Отличительной особенностью являлась угловатость кузова. Выпуск начался в 70-х годах, но в небольшом количестве. Вскоре завод переквалифицировали на изготовление пикапов.
«Таджикистан-2А»
Данная разновидность стала долгожителем среди экспериментальных автобусов. Производилась на Чкаловском заводе в Ленинабаде (сегодня Худжанде). В 70-е ежегодно сходило с конвейера до 200 автобусов. Интересно, что подобный транспорт производили и в Ивановской области, правда, там модель называлась «Родник-3223».
«Юность»
В СССР микроавтобусы пользовались большой популярностью, не меньше славились они и за границей. У данной модели 12 наград за участие в автовыставках. Американский завод «Форд» вёл переговоры, чтобы купить лицензию и наладить выпуск данного вида автобуса в США, но контракт сорвался. В 1994 году выпуск «Юности» прекратили.
«Горизонт»
Производство наладили в украинском Луганске. Так как выпуском занимался завод «Горизонт», появилось такое же наименование у машины. Автобусы предназначались для горных спасателей, когда на угольной шахте случалась авария.
ЛиАЗ-158В
В 60-е годы данная модель широко использовалась для перевозки пассажиров в Ленинграде. Популярность была вызвана отличными характеристиками: большой вместительностью, эргономичностью. Со временем автобусы вытеснили менее затратные модели.
Транспорт для киношников
Завод «Кинотехпром» запустил линию «Чернигов». Модели появлялись в кадрах различных кинолент. Отличительной особенностью автобусов стала оклейка корпуса яркими эмблемами.
Оригинальный ЛАЗ-360Э
Модель, выпускаемая во Львове, отличалась низкой посадкой, колёса были небольшого размера, причём внутри салона колёсных арок практически не было видно. Автобусы этой марки в Советском Союзе считались самыми редкими по выпуску.
Впечатляющий ЛАЗ-695М
Пассажирам Кубани
Выпускали такие автобусы на заводе в Краснодаре с 1962 года. В 70-е стали популярны, ежегодно с конвейера сходило около 9 тысяч машин. Первоначально каркас был деревянным, потом стал металлическим.
Икарус-255 для туристов
В курортном городе Сочи по дорогам курсировал автобус без верха, кабриолет. Выглядел он странно, был непрактичен. Возможно, поэтому в конце 80-х это транспортное средство исчезло с дорог.
«Сочи»
Южный город дал название еще одному кабриолету, который использовали для перевозки экскурсионных групп. Если вдруг начинал идти дождь, то автобус сверху покрывали брезентом. С конвейера сошло всего лишь 20 таких моделей.
Лабораторные НАМИ-0159
Водительское место в автобусе находилось на втором этаже, что увеличивало обзор водителю, но усложняло перенос системы управления. Модель осталось экспериментальной, так как не стала массово использоваться. На ней передвигались сами работники НАМИ. Прорывом явилось применение газотурбинных двигателей, увеличивающих мощность вдвое.
Несмотря на неоправданность затрат, можно с гордостью утверждать, что советские инженеры не стояли на месте, а проводили смелые эксперименты по созданию идеального общественного транспорта.
А какие из этих автобусов Вы помните?