Найти в Дзене
Море. Музыка. Туризм.

"Апрель - жестокое время".Альбом Deep Purple 1969 с изображением ада из «Сада земных наслаждений» Босха. Музыка соответствующая.

"Апрель" Deep Puprle является одним из моих самых любимых музыкальных произведений. И так как весь альбом группы 1969 года зачастую называют "Апрель" (April) по имени этой композиции - то и весь альбом тоже. И написать о них в апреле является крайне логичным.

April, он же Deep Purple III — третий студийный альбом британской группы Deep Purple, записанный в 1969 году. И это последний альбом, созданный оригинальным составом группы, известном как «Mark I». В "Марк 1" входили: Род Эванс — вокал, Ричи Блэкмор — гитары, Джон Лорд — орган Хаммонда, фортепиано, клавесин, бэк-вокал, аранжировки струнных в «April», Ник Симпер — бас-гитара, бэк-вокал, Ян Пейс — ударные, перкуссия.

-2

На обложке альбома изображён чёрно-белый фрагмент знаменитого триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», именно, той части триптиха, которая изображает ад. Поначалу чёрно-белый вариант получился из-за типографской ошибки, но участники группы решили ничего не менять. В некоторых последующих переизданиях этого альбома используется цветной фрагмент той же картины.

Музыка и общее настроение альбома очень соответствуют обложке. Он надрывен и трагичен, вызывает в голове нагромождение образов, схожих с творениями Босха. Послушайте его тут:

Приведу здесь перевод "Апреля" на русский, текст безусловно, крайне актуален и современен:

  • Апрель-пора жестокий нрав,
  • От солнца света мало взяв,
  • Мир-полумрак бросает взгляд
  • В движение медленных теней.
  • В апреле - полоса дождей
  • И выглядит пейзаж ещё больней,
  • И не ответишь мне зачем и почему
  • На небо серое с унынием смотрю.
  • Там синее должно быть, говорю.
  • Я должен неба видеть синеву,
  • Спрошу зачем, зачем же так страдать?
  • И закричу и говорю, мне не узнать.
  • Но чувство от апреля пребывает без конца,
  • Апреля одинокого,
  • как девушка ничья.
  • Во мраке своего ума я вижу всё в прекрасном свете,
  • Но не могу поделать ничего,
  • я вижу, солнце блекло светит,
  • Сезон весенний тёмных и безрадостных ответов.
  • Где вместо синевы свинцовые тона,
  • Я должен видеть неба синеву.
  • Скажи зачем, зачем мы видим тьму?
  • Я закричу и говорю, мне не узнать
  • Мне не узнать.
  • Автор перевода — Сергей Сложный, Оригинал: https://en.lyrsense.com/deep_purple/april_dp, Copyright: https://lyrsense.com ©
-3

В связи с этим альбомом нельзя не вспомнить авангардистский фильм Вернера Шрецмайера и Юргена Шмидта-Ома "P Zwo" (1970), где снимались «Deep Purple», «Steppenwolf» и «Savage Rose».

«P Zwo» – второй эпизод в сериале из четырех музыкальных телефильмов (P – P4), созданных Шрецмайером и Шмидтом-Эмхом на рубеже 60-х и 70-х годов ХХ столетия. Они сочетали рок-музыку с социальной сатирой и сюрреалистическими игровыми эпизодами. Кроме упомянутых коллективов в фильмах снимались «Pink Floyd», «The Nice» во главе с Китом Эмерсоном, «Black Sabbath», руководимый Рори Галлахером «The Taste» и «Humble Pie» со Стивом Марриотом и Питером Фремптоном.

-4

Фильм длится 47 минут и начинается с "And The Address", где Deep Purple мчатся на моторизованной кровати по асфальтовой дороге в сельской местности. Следующий эпизод, снятый с одной статической камеры, как раз посвящен исполнению композиции "Апрель". Группа играет на краю карьера, в то время как двое парней в касках расставляют сиденья и пюпитры для оркестра, пока исполняется первая часть. Ричи Блэкмора практически не видно, а Гиллана можно увидеть, только когда он курит. Эпизод начинается с погрузки сотни мужчин в плавках в грузовики. Увидеть этот абсурд можно тут:

Как написал в своей рецензии на альбом музыкальный критик Bruce Eder "Это запись, которую даже те, кто не является поклонником Deep Purple, могут прослушать два или три раза за один присест, но в то же время он не был похож ни на один другой альбом, когда-либо выпущенный группой...... Альбом производит впечатление удивительно цельного музыкального произведения. Один из самых смелых экспериментов в прогрессивном роке, он идеально высветил целое направление, которое группа могла бы избрать, но не сделала этого."