Найти тему
ВТБ Страна

«Мона Лиза» и водолазный костюм: что оставил нам великий да Винчи

Оглавление

В 2022 году исполняется 570 лет со дня рождения Леонардо да Винчи. В честь этого вспомним некоторые его картины и изобретения.

Великие картины изобретателя

Леонардо считал себя, в первую очередь, изобретателем и ученым, а не художником. Изобразительное искусство было для него чем-то вроде хобби. Он творил неспешно и создал не очень много произведений. Часть его работ была утеряна или испорчена, часть так и осталась незавершенной.

Но вклад да Винчи в развитие мировой художественной культуры велик. Благодаря ему в технике реализма стали использовать сфумато — расплывчатость контуров, дымку, которая делает изображение глубже, живее. Да Винчи отказался от четких граней, потому что в жизни мы видим эти грани размытыми — это и есть сфумато.

«Мона Лиза», или «Джоконда»

Леонардо да Винчи, «Мона Лиза», или «Джоконда», между 1503 и 1505 годами, Музей Лувра, Париж © Public Domain
Леонардо да Винчи, «Мона Лиза», или «Джоконда», между 1503 и 1505 годами, Музей Лувра, Париж © Public Domain

Самая известная работа да Винчи и одна из самых знаменитых картин мировой живописи — загадочная «Мона Лиза» или «Джоконда». Много лет шли споры о том, кто позировал для этой картины. Среди версий была и теория, что это — автопортрет самого Леонардо. Некоторые исследователи считали, что моделью был Салаи, ученик да Винчи и, предположительно, его возлюбленный. А Зигмунд Фрейд предполагал, что Мона Лиза — это ретроспективный портрет матери художника.

В 2005 году ученые смогли найти доказательства тому, что Мона Лиза — это Лиза Герардини, супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Считается, что портрет Лизы заказал супруг в честь рождения их второго сына Андреа.

«Мадонна Бенуа», или «Мадонна с цветком»

Леонардо да Винчи, «Мадонна Бенуа», или «Мадонна с цветком», период 1478–1480 годов, «Государственный Эрмитаж», Санкт-Петербург © Public Domain
Леонардо да Винчи, «Мадонна Бенуа», или «Мадонна с цветком», период 1478–1480 годов, «Государственный Эрмитаж», Санкт-Петербург © Public Domain

«Мадонна Бенуа» — ранняя картина да Винчи. Она хранится в Государственном Эрмитаже, который с 2013 года поддерживает банк ВТБ.

В 1914 году Эрмитаж купил «Мадонну с цветком» у Марии Бенуа, жены придворного архитектора Леонтия Бенуа. Мария получила картину от своего отца, мецената и купца А. А. Сапожникова, а тот — от своего отца А. П. Сапожникова, владельца картинной галереи.

По легенде, семье Марии «Мадонна» досталась от бродячих итальянских музыкантов в Астрахани, где Сапожниковы занимались рыбной ловлей. В 1970-х годах выяснилось, что легенда была красивой сказкой, а на самом деле «Мадонна» попала к Сапожниковым из частной коллекции генерала А. И. Корсакова.

При создании «Мадонны с цветком» Леонардо использовал технику масляной живописи, которой в те годы во Флоренции почти никто не владел. Да Винчи отказался от привычных для того времени пестрых красок и сосредоточился на светотени, чтобы передать объем изображения. До Леонардо одежду Мадонны традиционно делали красной, да Винчи же написал картину в голубых и зеленых тонах, добавив немного охристого цвета для баланса температуры оттенков.

«Дама с горностаем»

Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем», период 1489–1490 годов, Национальный музей в Кракове, Краков © Public Domain
Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем», период 1489–1490 годов, Национальный музей в Кракове, Краков © Public Domain

Принято считать, что девушка на картине — это Чечилия Галлерани, любовница миланского герцога. Есть косвенные свидетельства того, что Чечилия и Леонардо были знакомы. Чечилия приглашала художника на интеллектуальные встречи, на которых сама была председательницей. Ученые нашли черновик письма да Винчи, написанный якобы Чечилии, которое начинается так: «Возлюбленная моя богиня…». Есть предположения, что между Леонардо и Чечилией была романтическая связь, но оснований верить в это мало. Обращение «возлюбленная богиня» в те годы необязательно было адресовано объекту любви.

Рентгенографическое исследование показало, что картину несколько раз переписывали. Был изменен цвет фона, удалена дверь (или окно) за левым плечом девушки, переписаны два нижних пальца на правой руке. А на голове героини изначально была прозрачная вуаль, которую позднее замаскировали под волосы. Также рентген обнаружил следы пальцев да Винчи — художник имел привычку слегка размазывать краски руками. Это подтвердило его авторство.

«Витрувианский человек»

Леонардо да Винчи, «Витрувианский человек», 1492 год, «Галерея Академии», Венеция © Public Domain
Леонардо да Винчи, «Витрувианский человек», 1492 год, «Галерея Академии», Венеция © Public Domain

Это не картина, а рисунок, причем даже не художественного характера, а, скорее, математического. Леонардо нарисовал «Витрувианского человека» в 1492 году в одном из своих дневников.

Рисунок связан с записками да Винчи о теории пропорций древнеримского архитектора Витрувия. Сам рисунок не имеет прямого отношения к теории, лишь одна общая черта — тот факт, что и у Витрувия, и у да Винчи рост человека в идеале соответствует ширине его разведенных в стороны рук.

Великие изобретения художника

Леонардо да Винчи тщательно шифровал свои чертежи. Помпео Леони, скульптор 16–17 веков, создал «Атлантический кодекс» — собранные из отдельных листов записи и чертежи да Винчи. Кодекс состоит из 1119 страниц. Они написаны в период 1478–1519 годов.

В 19 веке ученые расшифровали записи да Винчи. Исследователи датировали те страницы, которые можно было датировать, поделили содержимое на рубрики и подразделы. Сейчас «Атлантический кодекс» находится в Амброзианской библиотеке в Милане.

Робот

Модель робота Леонардо да Винчи, выставленная в Берлине, фото 2005 года © Public Domain
Модель робота Леонардо да Винчи, выставленная в Берлине, фото 2005 года © Public Domain

Одно из самых интересных изобретений Леонардо да Винчи — робот. Чертежи механизма, созданного по подобию человека, были найдены в записях да Винчи в 1950-х. Ученые полагают, что Леонардо придумал робота примерно в 1495 году.

Робот представлял из себя каркас, на который надета германо-итальянская броня рыцаря. Да Винчи наделил робота умениями садиться и вставать, двигать руками и шеей. Собрал ли Леонардо такого робота или же его идея не вышла за рамки чертежа — неизвестно.

Водолазный костюм

Рисунок Леонардо да Винчи, водолазный костюм, «Атлантический кодекс» © Public Domain
Рисунок Леонардо да Винчи, водолазный костюм, «Атлантический кодекс» © Public Domain

Это прообраз современного скафандра. Да Винчи придумал этот костюм для саботажа кораблей врагов.

Леонардо разработал автономный аппарат для дыхания. Он представляет из себя маску с двумя стеклышками на уровне глаз. На маске закреплены трубки из тростника, которые соединены кожей, с кольцами из стали — кольца нужны, чтобы трубки не были раздавлены водой. Остальной костюм — это непромокаемые брюки и куртка, специальный мешок для сбора мочи водолаза и поплавок, который удерживает отверстия для поступления воздуха над водой.

В начале 1950-х Луиджи Турсини воссоздал костюм по чертежам. Он находится в Национальном музее науки и техники Леонардо да Винчи в Милане.

Колесцовый замок для пистолета

Леонардо да Винчи, чертежи колесцового замка для пистолета, «Атлантический кодекс» © Public Domain
Леонардо да Винчи, чертежи колесцового замка для пистолета, «Атлантический кодекс» © Public Domain

Колесцовый замок — единственное изобретение Леонардо да Винчи, которое получило признание при жизни автора. Суть работы колесцового пистолета в том, что искра для воспламенения пороха высекается при помощи вращающегося колеса с насечкой. Тип замка, который придумал да Винчи, продолжали использовать даже в 19 веке.