1 — При приближении к красному сигналу светофора первым в потоке подтормаживай прерывисто и заранее, чтобы привлечь внимание водителей едущих сзади автомобилей. Поэтому никаких тонированных «стопов»!
2 — При остановке на светофоре оставайся на передаче и контролируй ситуацию позади себя до тех пор, пока не убедишься, что поток машин сзади на твоей полосе действительно остановился.
3 — На склоне паркуйся передним колесом на подъем. Потом, при начале движения, легче будет откатить мотоцикл назад, нежели толкать его назад в горку (и не забываем убрать подножку).
4 — Старайся быть заметным для прочих участников движения. Ты имеешь полное право занимать всю ширину полосы, поэтому ехать можно как посередине так и в крайних положениях в пределах полосы. Старайся контролировать происходящее впереди в каждый момент времени.
5 — Если это безопасно, на пустых дорогах почаще имитируй объезды препятствий и практикуй резкие торможения.
6 — Если появилась острая необходимость торможения в повороте - сначала спрями траекторию.
7 — Чаще очищай стекло шлема или бери с собой спрей для его очистки - даже небольшие пятнышки на нем требуют от глаз большего напряжения и могут отвлечь в самый не подходящий момент.
8 — Беруши для ушей (типа таких, которые носят строители или пассажирам выдают при полетах на вертолетах) снижают усталость при длительной езде? например по трассе.
9 — Привязывая багаж эластичными ремнями, продевай их, по возможности, сквозь багаж, а не накидывай сверху.
10 — Плотно прилегающая к телу экипировка предпочтительнее, она лучше препятствует проникновению ветра. Минимальный набор одежды: шлем, кожаные перчатки, мотоциклетная куртка с защитой, ботинки, длинные штаны (с защитой).
11 — Дорожная разметка скользкая в сухую погоду и практически с нулевым коэффициентом сцепления в мокрую! (тоже можно сказать о металлических пластинах на переездах, трамвайных путях и т.п.).
12 — При входе в поворот важно чтобы сектор обзора был как можно больше.
13 — Следует знать о том, что тяжелые транспортные средства создают зону разряжения позади себя при движении с большой скоростью, а также рассекают воздух, создавая дополнительные воздушные потоки вокруг себя. В сочетании с боковым ветром они могут привести к трагедии.
14 — В дождь двигайся по следам шин впереди идущего транспорта (в этом месте толщина водяного слоя намного меньше), но не по колее.
15 — Время от времени практикуй подачу сигналов поворота не только электрическими указателями, но и руками. Иногда этот прием срабатывает намного лучше, чем просто мигалка - люди по-другому реагируют на непривычные (их ведь мало кто использует) но понятные жесты.
16 — Помни о том, что очень хорошо иметь зрительный контакт с другим водителем.
17 — На куртке сзади желательно иметь фрагмент отражающего материала. А лучше ездить в светоотражающем жилете! Только в этом случае движущийся позади тебя водитель сможет правильно оценить дистанцию до тебя (задний габаритный огонь дает информацию только о том, что ты движешься впереди, и не позволяет оценить расстояние).
18 — Ты можешь помочь другим участникам движения понять твои намерения сигналами рукой, например:
- при остановке помаши руками другим водителям, чтобы показать, что они могут тебя объехать;
- если кто-то поджимает тебя сзади, обернись и левой рукой подай знак, как будто ты отталкиваешь его от себя, тыльной стороной ладони к себе;
- правило хорошего тона - если уж тебя начали обгонять, не препятствуй этому, например, слегка притормозив;
- при подаче сигналов руками хорошо иметь перчатки ярких цветов.
19 — Перед остановкой выбери место парковки - глупо было бы упасть, поставив ногу для опоры на лужу масла, антифриза или бензина.
20 — При остановке в пробке не прижимайся к впереди стоящим транспортным средствам, всегда имей в запасе пространство впереди себя для того, чтобы в случае необходимости выбраться из пробки. Контролируй ситуацию сзади по зеркалам, пока задние машины не остановятся полностью!
21 — Без необходимости не езди в темноте по следующим причинам:
- труднее заметить посторонние объекты на дороге;
- труднее оценить состояние дороги и силу сцепления шин;
- ночью больше насекомых, и разбиваясь о стекло шлема, они сильнее затрудняют обзор;
- ночные животные;
- больше пьяных и т.п;
- если перегорит лампочка в фаре, это может стать серьезной проблемой.
22 — Хорошую практику, чувство своего аппарата и равновесия можно приобрести при езде от одного светофора до другого, стараясь ни разу не коснуться ногой асфальта, то есть подкатываться к красному светофору в тот момент, когда на нем загорается зеленый. (При этом помни, что в потоке всегда найдется желающий "сделать" тебя и со скрипом тормозов все же остановиться на красный свет, в то время как ты будешь подкатываться к нему)
23 — Расход топлива сильно увеличивается при встречном ветре - пусть это тебя не удивит. Заправляйся вовремя.
24 — Смотри только туда, куда ты хочешь ехать и где хочешь оказаться (основное правило мотоциклиста!). Если ты чувствуешь, что падение неизбежно, все равно продолжай смотреть в ту зону дороги, в которой ты хотел бы оказаться.
25 — Или занимай полосу полностью, или освободи ее. Не допускай появления вокруг тебя места, едва-едва достаточного для автомобиля - в этом случае при повороте он тебя все равно зацепит. Не позволяй водителю машины рядом с тобой решить, что он сможет влезть в это узкое место - или освободи его полностью для него, или займи полосу.
26 — При езде с пассажиром делай акцент на комфорт и безопасность езды в ущерб острым впечатлениям, при этом не забывай настроить подвеску и изменить давление в шинах.
27 — Перед неизбежными ямами или кочками привстань на подножках. Практикуй езду на подножках (если это безопасно в данный момент) - это улучшает навыки управления.
28 — Настрой органы управления под себя. Особенно положение педали заднего тормоза.
29 — На длинных перегонах полезно иметь круиз-контроль или стопор ручки газа.
30 — Доверяй своим шинам, но для этого всегда относись к ним как к самым лучшим друзьям.
31 — Маши рукой детям при каждой возможности. Они получают от этого положительные эмоции, и кто знает, может быть спустя несколько лет они вспомнят об этом, это воспоминание станет решающим, и они пополнят наши ряды.
32 — Не пересекай двойную сплошную линию. Это приносит всем нам плохую репутацию.
33 — Приближайся к линейным препятствиям (ж/д путям, высоким бордюрам) под прямым углом. Добавь газа, чтобы разгрузить переднюю вилку. Встань на подножки.
34 — Повороты проходи только при постоянной тяге или небольшом ускорении (не перегружай переднее колесо торможением в повороте)
35 — Регулярно очищай и полируй стекло шлема и обрабатывай специальными составами, которые способствуют удалению капель во время дождя. Мельчайший туман на внешней поверхности стекла также будет сворачиваться в капли и сдуваться ветром с обработанного таким образом стекла.
36 — Без крайней необходимости не тормози в повороте. Тормози перед ним и ускоряйся в повороте. Таким образом нагрузка на шины выравнивается, что способствует увеличению сцепления шин с дорогой и более безопасному выходу из поворота.
37 — Изучай различные дорожные покрытия и текстуру. Учись чувствовать состояние и сцепление шин, силу тормозов и обеспечиваемого ими замедления на разных покрытиях, умей объезжать препятствия.
38 — Собаки особенно не любят мотоциклы. Ожидай их нападения. Переключись на низшую передачу, заранее сбрось скорость с тем, чтобы собака изменила тактику и направление своего перехвата в соответствии с твоей изменившейся скоростью, и затем резко ускорься, оставив собаку позади. Громко сказано, но это чем-то похоже на тактику пилота истребителя, "обманывающего" приближающуюся к нему ракету. Кстати, именно так можно избежать столкновения с собаками и спасти им жизнь - они продолжают бежать по обочине, а не выбегают на проезжую часть.
39 — Перед парковкой убедись в том, что подножка находится на твердой поверхности. Асфальт в жаркие дни может быть слишком податливым для малой площади опоры подножки мотоцикла и провалиться на пару сантиметров или больше. Если в твоем арсенале нет так называемого «футстика», подложи под опору сплющенную алюминиевую банку,
40 — Регулярно проверяй состояние аккумулятора. На мотоциклах они не слишком мощны и сильно нагружены.
41 — Двигатели с воздушным охлаждением склонны к значительному расходу масла, особенно при движении с большой скоростью или в особо жаркие дни. Проверяй уровень масла заранее и почаще и установи тенденции и темпы расхода.
42 — Если ты обслуживаешь свой мотоцикл самостоятельно, будь аккуратен. Большинство ответственных болтов и винтов вкручиваются в резьбу деталей, выполненных из мягких алюминиевых сплавов. А лучше полностью соблюдай «мануал» при любых, даже не значительных, «операциях»!
43 — При движении «в междурядье» твоя скорость не должна превышать скрость потока более чем на 20 км/ч! Это позволит вовремя среагировать на внезапное перестроение, на открытую дверь и т.д.
44 — Не едь без острой нужды «правее правого» и «левее левого»!
И самое главное — СОБЛЮДАЙ ПДД!!!
Помни — учиться лучше на чужих ошибках!