Анна Иванова представляет проект на конкурс «Применение ВР технологий в экстремальной психологии – 22», проводимый факультетом экстремальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.
Профессиональная деятельность специалистов экстремального профиля имеет множество особенностей, из-за которых сферы их деятельности и называются экстремальными. К ним относится постоянный риск и опасность, повышенная ответственность за принятие всех решений, ограниченность времени при решении поставленных задач, и, конечно, экстремальные условия деятельности, которые требуют максимального напряжения всех функций организма, как физиологических, так и психических. Данные особенности деятельности оказывают значительное влияние на здоровье и состояние сотрудников. Из-за перегрузок и сильнейшего напряжения, у специалистов экстремальных профессий могут возникать негативные психические состояния.
В психологической практике работы со специалистами экстремальных профессий принято выделять два типа психических состояний – это позитивные (стенические) и негативные (астенические) психические состояния. К позитивным относятся такие, как радость, решительность, мобилизованность, переживание успеха. К негативным же можно отнести стресс, утомление, тревогу, переживание неудачи.
Таким образом, интересующие нас негативные психические состояния – это состояния, в которых доминируют процессы отрицательной направленности, влияющие на когнитивную, эмоциональную и волевую сферы специалистов. То есть это такие состояния, которые мешают выполнению рабочих задач и нормальной жизнедеятельности человека.
Данные состояния могут развиваться долго и незаметно. Это зависит от того, насколько часто сотрудникам экстремальных сфер приходится сталкиваться с различными стрессогенными факторами, и насколько они сильны. Таким образом, отсутствие профилактики и регуляции негативных психических состояний может усугубить процесс их формирования. Также хочется отметить, что вследствие устойчивого наличия негативных психических состояний, у специалистов могут возникать и различные заболевания психосоматического характера, например, болезни нервной системы, сердца, органов дыхания.
Итак, в связи со всем вышеперечисленным, не возникает сомнений в том, насколько важна регуляция и профилактика негативных психических состояний специалистов экстремального профиля, ведь помимо их собственного здоровья, от выполняемой ими деятельности зависят жизни многих людей.
Существует не так много методов регуляции негативных психических состояний, и не все они эффективны. Совсем недавно в работе со специалистами экстремальных профессий начали использовать VR-технологии. В данном исследовании мы проверим, насколько могут быть эффективны технологии виртуальной реальности при решении задачи коррекции негативных психических состояний.
Цель проекта.
Изучение проблемы влияния технологий виртуальной реальности на работников экстремального профиля и силовых структур, а именно исследование эффективности использования технологий виртуальной реальности для регуляции негативных психических состояний специалистов экстремального профиля.
Гипотеза: предполагается, что технологии виртуальной реальности будут эффективны для регуляции негативных психических состояний сотрудников экстремального профиля и силовых структур.
Методы. Для оценки функциональных состояний мы использовали следующие методики: Опросник «Оценка функционального состояния САН», опросник «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности» (ДОРС) А. Леоновой, С. Величковской, «8-факторный личностный опросник» Ч.Д. Спилбергера – О.М. Радюка.
Испытуемые. В эксперименте участвовало 10 испытуемых из сферы экстремальных профессий, возраста 22-30 лет: 5 испытуемых в экспериментальной группе, где проводилось воздействие VR-играми, и 5 испытуемых в контрольной группе, где воздействия не проводилось.
Методы экспериментального воздействия.
Для проведения эксперимента мы подобрали игры, способные активизировать положительные эмоции у испытуемых, погрузиться в виртуальный мир и расслабиться, с помощью красивых пейзажей, творчества и приятных ощущений. Игры были выбраны для цели исследования – проверки эффективности виртуальной реальности для регуляции негативных психических состояний, так как важным фактором оптимизации негативных психических состояний является состояние релаксации. С помощью него запускаются восстановительные процессы организма на всех уровнях.
Итак, первая выбранная VR-игра – «Ultimate Fishing Simulator». Она представляет собой настоящий симулятор рыбалки, который максимально приближен к реальности. Игрок может сам выбирать локацию и стиль рыбалки.
В игре создана собственная экономическая система. Например, пойманную рыбу можно повесить в своей трофейной на втором этаже, а можно продать на рынке, а с вырученных средств купить себе новую леску, брендовый спиннинг, новый прикорм и одежду.
Все локации в игре очень красивые и реалистичные, благодаря ним человек может полностью погрузиться в мир природы и рыбалки, и по-настоящему отдохнуть, отвлечься от насущных проблем.
Вторая представленная игра – «Angry Birds VR: Isle of Pigs». Это всем известная веселая игра, которую перенесли в виртуальную реальность. В ней также нужно стрелять птичками из рогатки, чтобы спасти птичьи яйца от свинок, однако здесь сам процесс броска осуществляется при помощи контроллеров: одной рукой нужно натягивать резинку, другой держать рукоятку и прицеливаться. Таким образом происходит полное погружение в эту веселую, незатейливую игру. Реалистичность также добавляет полноценное 3D моделирование всех локаций. Свои действия, птичек, каждый блок, балку, кусочек льда или камня можно разглядеть со всех сторон и спланировать траекторию более детально. Исследованием предполагается активное включение игрока, который, побеждая и выполняя миссию игры, получает положительные эмоции, и радуется своим успехам.
И, наконец, третья выбранная игра – «Tilt Brush». Это потрясающая игра, представляющая собой огромный холст для рисования в 3D. С помощью 48 различных кистей можно разукрасить его полосами света, лентами электричества и столбами огня. Это невероятно гибкий графический редактор, и использование каждой кисти сопровождается мелодичным звуковым эффектом. В данной игре также есть различные локации для рисования, позволяющие еще больше погрузиться в процесс рисования и красоту виртуального мира. Даже самый простой рисунок в данной игре будет шедевром, благодаря потрясающим визуальным эффектам и 3D формату. Каждую картину можно осмотреть со всех ракурсов и сторон, и это невероятные ощущения. Все это действительно вдохновляет и расслабляет, помогая полностью переключиться и погрузиться в процесс творчества.
Результаты.
Результаты до и после проведения игр с технологией виртуальной реальности мы можем наблюдать на графиках.
Средние показатели самочувствия, активности и настроения по методике «Оценка функционального состояния САН» в экспериментальной группе значительно улучшились. В контрольной группе остались на прежнем уровне.
Средние показатели утомления, монотонии, пресыщения и стресса по методике «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности» в экспериментальной группе уменьшились. В контрольной группе незначительно увеличились.
Средние показатели агрессии, тревоги и депрессии по методике «8-факторный личностный опросник» в экспериментальной группе уменьшились. В контрольной группе незначительно увеличились.
Выводы.
В проведенном эмпирическом исследовании были подобраны и проведены методики для диагностики негативных психических состояний и актуального состояния испытуемых до и после проведения игр с применением технологий виртуальной реальности. Были подобраны сюжеты игр в виртуальной реальности для специалистов экстремального профиля, подходящие для целей исследования, а именно – найдены игры, активизирующие положительный настрой. Полученные результаты были обработаны и проанализированы.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы: гипотеза о том, что технологии виртуальной реальности будут эффективны для регуляции негативных психических состояний сотрудников экстремального профиля и силовых структур подтвердилась, о чем свидетельствуют результаты методик.
После применения VR-игр в экспериментальной группе самочувствие, настроение и состояние испытуемых улучшилось, а в некоторых случаях улучшилось более, чем в 2 раза. Это отмечали и сами испытуемые.
Также, после проведения воздействия, показатели негативных психических состояний, а именно: тревога, агрессия, депрессия, пресыщение, утомление и монотония, уменьшились. Показатели контрольной группы в основном не изменились. В некоторых случаях наблюдается небольшое ухудшение по параметрам негативных психических состояний. Это свидетельствует о том, что самочувствие и психическое состояние улучшают именно VR-игры и гипотеза подтверждается.
Кроме того, игры с применением технологий виртуальной реальности позитивно отразились на общем самочувствии испытуемых, их актуальное состояние улучшилось.
А как вам кажется, какие VR-игры можно использовать для специалистов опасных профессий? И после каких экстремальных событий какую игру вы бы применили для коррекции состояния?
(с) Иванова А.В, студентка факультета «Экстремальная психология» МГППУ, 4 курс.
Благодарим за внимание к проектам и материалам что мы выкладываем, становитесь нашими подписчиками и ожидайте новых статей. Не забывайте задавать вопросы и просто комментировать.
#ввиртуальная реальность #VR игры #психические состояния #специалисты экстремального профиля