Еще в конце прошлого года я получил это письмо. Пришел в Гоголь-центр и узнал, что меня ждет бумажный конверт. В нем оказалось письмо одного из зрителей программы "Место встречи" (НТВ), в которой я участвовал.
Я много раз хотел написать на него ответ, но всякий раз откладывал. Все время менялись даты, праздники, контекст. То Новый год, то Рождество, то 23 февраля. Потом наступило 24-е.
Завтра тоже 24-е, только апреля — Пасха.
Я решил ответить именно сегодня, а не, например, 9 мая. Почему? Потому что 9 мая я буду вспоминать о погибших, а сегодня — о Воскресшем.
Для начала полностью процитирую письмо зрителя:
Господин Печейкин!
(Хотя рука с трудом поднимается написать эти слова.) Вы вроде бы подвизаетесь в области культуры и искусства, называете себя драматургом. Мы знаем Софокла, Шиллера, А.Н. Островского, А.С. Грибоедова, др. и наконец М. Шатрова. А кто ты мы не знаем.
А постоянного участника политических шоу у г-на Норкина знаем. Понимаем, в области творчества добиться успехов сложно из-за недостатка таланта, можно попробовать на стезе политологии. Или, банально, заработать "бабла". Но это твое личное дело.
Но кто дал тебе право оскорблять большинство россиян, несущих в себе традиционно нравственные ценности, которые "либерастическая" прослойка считает архаичными. На одном из шоу г-на Норкина при обсуждении "мужчин России", придерживающихся этих ценностей, и, возможно, несколько ортодоксально, борющихся за них, ты возимел право назвать россиян, в том числе и меня, в принципе поддерживающих их в этой позиции, или как ты выразился, "стоящих за ними" — "существами". Так вот, мерзость, "существо", а точнее сущность, это ты и твое окружение, в т.ч. г-н Серебренников, который почему-то до сих пор не на лагерной "шконке".
И очень интересно, какая мать тебя родила. А пока Путин у власти — радуйтесь, он с вами излишне либерален. Несмотря на то, что я пенсионер и инвалид, я доживу (мне 75 лет) до этого времени, когда мы вас всех поднимем на вилы, чтобы спасти наши ценности от фашистского либерализма. Можешь подать иск в мой адрес.
Adieu!
22.10.2021
Офицер-пограничник запаса, участник событий на границе с КНР,
Гладышев Мих. Степ.
P. S. Чтобы у тебя не сложилось ложного представления обо мне с соблазном записать в "краснокоричневые", довожу до сведения, что у меня среди родственников есть репрессированные. А моя бабушка, коей я довожусь внучатым племянником, была на приеме как-то (без уточнения деталей события) у Николая II — государя Российской Империи.
Информация к размышлению.
Теперь мой ответ:
Уважаемый Михаил Степанович!
Я надеюсь, что мой ответ застанет вас в добром здравии.
Вы меня и не уважаете, но я не вижу причин желать вам болезней. Хотя, вы и пожелали мне оказаться на вилах. Возможно, вы имели в виду виллы российских олигархов, оставшиеся под санкциями на территории Европы.
Я долго вам не отвечал, руки, как говорится, не доходили. Теперь, вот, дошли. Но мысли до сих пор в дороге. Я отвечаю вам, потому что кое-что изменилось в нашей стране. Но я бы хотел говорить о вещах неизменных — о традиционных ценностях. Тем более, именно они, как вы считаете, нас разделяют.
Я считаю, что как раз наоборот.
Если помните, в конце прошлого года Министерство культуры России начало общественную дискуссию и даже предложило список традиционных ценностей. Давайте вспомним, что было в этом списке.
жизнь;
достоинство;
права и свободы человека;
патриотизм;
гражданственность;
служение Отечеству и ответственность за его судьбу;
высокие нравственные идеалы;
крепкая семья.
Я процитировал только первые 8 пунктов (дальше тоже много хорошего и важного). Но первый пункт традиционных ценностей — это жизнь. Понимаете, Михаил Степанович, очень трудно вести этот разговор о ценностях с вами. Вы меня — на вилы. Вы отказываете мне в праве на жизнь. Хотя вы скажете, что вилы — это образ. Конечно, вы не литератор и, возможно, вы скажете, что вилами убирают мусор. От этого, конечно, не легче — вести разговор с человеком, который желает видеть тебя или мусором или покойником.
Только один человек в истории победил смерть — Тот, кто сегодня ночью снова воскреснет.
Я не знаю вашего отношения к религии. В вашей молодости она была под официальным запретом, сегодня официальные лица снова пришли в храм на пасхальную службу. Если бы вам, в молодости, политрук сказал, что Россия неминуемо движется к возвращению "в религиозный дурман", что снова народу будут предлагать "опиум" — как бы вы отреагировали? Схватились бы за вилы? Ведь вашу страну, построенную атеистами Лениным, Сталиным по учению Маркса, пытаются ввергнуть в "мракобесие". Это сегодня вам расскажут о том, каким религиозным был Сталин, как иконы летали вокруг Москвы во время войны и прочее. Но это, конечно, неправда. Послушайте, что говорит о Сталине один из иерархов церкви Илларион Алфеев:
Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре. <...> Нет никакой существенной разницы между Бутовским полигоном и Бухенвальдом, между ГУЛАГом и гитлеровской системой лагерей смерти. И количество жертв сталинских репрессий вполне сопоставимо с нашими потерями в Великой Отечественной войне.
Вы родились, когда Сталин был еще жив, когда уничтожалась церковь. Вы предлагали тогда политруку место на вилах за то, что он не поддерживает одну из важнейших духовных скреп России — православную церковь? Нет, конечно. Вам как раз считалось, что религия нетрадиционна и навязана нашему человеку.
Но потом что-то изменилось. И вот вы с вами уже живем в стране, где есть Храм Вооружённых сил Российской Федерации и коммунисты участвуют в крестном ходе. Если бы вам рассказали об этом в молодости, вы, наверное, воскликнули бы: "Россия погибла!"
Как видите — нет.
Вы говорите, что я назвал традиционалистов "существами". Откровенно говоря, не помню такого, но и не исключаю. Однако не вижу в этом слове какого-то криминала. Если обидел — простите. Судя по всему, вам не нравится то, что делаю я и мои коллеги в театре. Ну так не смотрите! Судя по всему, вы и не видели. Даже если мы делаем плохой театр, цена нашей ошибки гораздо ниже, чем у военных.
Я не спорю, что армия невероятно важна. Армия охраняет мир и даёт возможность художникам, режиссёрам, артистам заниматься искусством. Иногда оно вам не нравится, иногда мне тоже. Но вилы-то опустите, дорогой Михаил Степанович.
Мы не враги.
Это очень важно понять. Потому что если мы сейчас внутри страны начнем поднимать друг друга на вилы, то может начаться гражданская война. Вы этого хотите? Надеюсь, что нет.
А закончить я хочу словами, которые Евгений Евтушенко написал в Гоголь-центре — прямо на стене — 31 мая 2014 года.
Мы собирать умеем рать.
Жаль, чересчур могучимся.
Мы научились умирать.
Когда мы жить научимся?
Когда мы научимся жить, когда перестанем поднимать друг друга на вилы, Михаил Степанович?
Желаю вам долгих лет жизни!
С праздником!
#жизнь в россии