Найти тему

Пишем боль!

Здравствуйте
В первой статье на эту тему я рассказал о трех важных элементах для описания болевых ощущений.

Продолжаем...

4. Порог болевых ощущений
Многое может сказать о персонаже его порог болевой чувствительности.
Вот в рассказе девушки вынуждены идти босиком по лесу. Одна все время ойкает – ступни у нее очень чувствительные, кожа там тонкая. Спутники думают, что она неженка, на самом же деле ей по-настоящему больно. Яркий пример – сказка о принцессе на горошине. Так вот и определили, в ком течет королевская кровь.
Выделяют
► абсолютный порог боли (минимальная величина болевой чувствительности);
► и
различительный порог (разность следующих друг за другом болевых ощущений).

С устойчивостью человека к боли связаны
низкий порог (наша девушка раньше, чем все ее спутники, начинает чувствовать боль.
Высокий порог (спутник нашей «лесной» героини, почувствовавший боль последним, способен терпеть боль дольше всех).

Чувствительность зависит не только от физических данных, но и от воспитания, состояния, свойств характера, условий и т.д.
Не стоит заставлять героя действовать, когда он испытывает сильную боль. У всех порог восприятия разный, конечно, однако обморок, потеря сознания, шок – не редкость.

Но самым ярким воспоминанием был потолок. Потолок над диваном. Мечущаяся по нему тень Игоря, звонящего в скорую. И острая, пронзительная боль, как паутина расползающаяся по всему телу.
Даже когда его закрыли силуэты в белых халатах, Нина продолжала видеть штукатурку, покрытую сетью мелких трещинок. Они будто отражали режущую паутину внутри, вторя ее пронзительным импульсам. Картинку не спугнула даже вспышка операционной лампы. И только новый, особенно болезненный взрыв рассыпал видение, расколов «потолок» надвое и выпустив через разлом ровный белый свет. Точно такой, что заполнял сейчас эти стены.
(Алексей Жуков, «Тени серой комнаты»)

На адреналине, так сказать, персонаж может действовать какое-то время, но это должно быть супердостоверно. При этом другие чувства могут «перекрывать» боль.

Захватывающее приключение – так вот как называется это моральное и физическое давление. Чувство обреченности и беспомощности навалилось на Кристофера. Ему захотелось простой и легкой жизни, один раз сорвать куш и жить в свое удовольствие. Но сейчас он знал, что удовольствия больше не будет, он, даже если выиграет, будет пить нещадно, стараясь забыть этот кошмар. Участник выставил руку вперед.
– Жгите.
Боль от соприкосновения раскаленного метала к нежной коже была нестерпимой. Он закричал. Зал затих. В воздухе запахло обгоревшим мясом. Кристофер посмотрел на руку. Чуть выше запястья на красной изуродованной коже красовался логотип шоу. На шрам наложили тампон, смоченный заживляющей жидкостью, боль постепенно проходила. Этот знак останется на всю жизнь как напоминание о собственной алчности и глупости.
(Гузель Пластинина, «В эфире шоу «9 жизней»)

5. Восприятие и проявление болевых ощущений
Болевые ощущения всегда субъективны. На это влияет многое: генетика, физическое состояние, степень выносливости, порог и другое. Болевые ощущения могут быть вовсе не связаны с болезнью.

Время застыло. Мгновение растянулось в бесконечные часы. Казалось, мир теперь состоит лишь из нестерпимого жара и неестественной боли.
В самом начале, когда похищение виделось нелепой шуткой, а сырая средневековая камера – местом розыгрыша, она лишь стояла и напряжённо следила взглядом за холодным лезвием скальпеля. Не пыталась вырваться или кричать, просто смотрела и не верила, что он погрузится в её плоть и заставит выть от боли.
Сейчас девушка уже ничего не видела из-за опухших раздражённых полумраком и слезами глаз – да и не хотела видеть; стискивала зубы так, что крошились передние резцы, впивалась пальцами в камень и выгибалась, изо всех сил пытаясь натянуть цепь и вырваться. Правая нога от бедра до стопы горела, словно её одновременно рвали на части зубами, насквозь протыкали острыми иглами и поливали кислотой.
(Вероника Князева, «Хозяйка»)

А вот проявления могут быть как субъективными, так и объективными.
Об объективных тоже говорить не буду – это разговор о симптомах и синдромах, смотрите и забирайте в конце недели словарик. Лично я часто в него заглядываю.

Субъективные болевые проявления свидетельствуют о разном: персонаж перетрудился, перезанимался спортом, сказываются стресс, трудный поиск решения проблем, отношения с другими, эмоциональные состояния страха, испуга, даже влюбленности, ожидания, в том числе болезни, о которых персонаж не знает, и другое.
Внешние причины могут тоже вызвать субъективные проявления боли: неожиданный громкий звук, температурный перепад, действия других персонажей, спертый воздух в помещении, место нахождения персонажа и т.д.

Я прислонилась к стене спиной, прикрыла глаза. Что делать, непонятно. Хотела зажать уши руками, но в этот момент женщина издала особо виртуозный звук, и он отозвался внизу живота острой болью. Меня скрутило так, что не вздохнуть, на глазах выступили слёзы, в груди больно. Мамочки… я стояла у стены, согнувшись в поясе, и стараясь выровнять дыхание.
Стоны в спальне зазвучали выше, отрывистее и почти без промежутков.
Отстранёно я отметила, сойдет ли она на ультразвук, или нет?
И почувствовала ужасную усталость и безразличие.
(Наталья Шемет, «Хранительница одиночества»)

На картинке я перечислил далеко не все субъективные ощущения боли. Постоянно что-то добавляю. Мне список помогает дать нужную деталь, точнее описать состояние героя. Делюсь с вами.

-2

Может ли не медик писать о болезнях, о боли, как Чехов, Вересаев или Булгаков? Я считаю, может.
Артур Хейли был в разное время стенографистом, клерком, пилотом… однако это не помешало ему создать романы «Окончательный диагноз», «Сильнодействующее лекарство». А.И. Куприн был военным, но написал «Чудесного доктора», В.И. Шаламов «Прокаженных», В. Распутин «В больнице» и т.д.

Да ведь и тема эта не исчерпалась. Сейчас многие пишут о пандемии ковида, как раньше писали о чуме, холере и другом. Пишут в разных жанрах, в том числе фантастику, антиутопию.
А сколько идей рождает тема! И для отдельных книг, и для событий в романах, рассказах, напрямую с нею не связанных.
Открытия, даже чудеса лечения.
Проблемы фармацевтики разного направления.
Невозможные спасения и наоборот.
Например, я бы с удовольствием почитал историю о человеке, у которого редкая аномалия – полная нечувствительность боли. Или о медицине будущего.
Главное, это человек, его отношения, проблемы, его способы решения жизненно важных вопросов. Пишите!

© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература