Найти тему

Можно ли ожидать речи после 7 лет?

🗣⁉️

Любой специалист, тесно связанный с теорией развития речи и формированием высших психических функций будет Вам говорить, что вызвать речь после 7 лет - это невыполнимая миссия. 

Сегодня мы с Вами будем разбираться, почему это так, какие важные этапы проходит речь в своём развитии, и какая же она, ?речь? вызванная после 7 лет. 

Чтобы говорить, чего же может добиться логопед от 7-ми летнего ребёнка, нам с Вами предстоит разобраться, как формируется речь в процессе развития. Мы с Вами остановимся только на важных точках ее формирования, не будем останавливаться на каждой ступени. Для наглядности нарисуем вектор. 

Вектор развития речи до 7 лет
Вектор развития речи до 7 лет

На данном векторе у нас выделены 3 периода, от 0 до 1 года, от 1 до 3 лет, от 3 до 7 лет. 

Опишем по пунктам, что же происходит с речью в этих промежутках.

  • От 0 до года ребёнок учится слушать и запоминать слова, изучает интонацию. В этот период появляются «слова-стикеры». Подошёл к стулу и смотря на него назвал: стул. Это как прикрепить стикер с подписью. Связь в мозге существует только между конкретным стулом и словом (тип связи с мышлением: увидел-назвал). Чаще всего ребёнок не соблюдает количество слогов: машина (шина, ма, либо мана). 
  • От года до 3 ребёнок увеличивает количество слов в своём использовании, начинает соблюдать количество слогов в слове, соединяет их в предложение. Речь выступает способом общения, но он пока еще, это копия речи окружающих взрослых (тип связи с мышлением: повторение, учится использовать услышанные фразы в нужной ситуации). 

Все эти стадии с мышлением связаны не прочно, и мышление и речь развиваются самостоятельно, иногда соприкасаясь. 

  • От 3 до 7 лет речь и мышление соединяются в единое целое, и внутренняя речь (про себя), становится способом мышления ребёнка. Иными словами одно рождает другое, и без одного, нарушается другое. Поэтому если ребёнок не говорит, то нарушается и мышление. 

Таким образом, мы приходим к тому, что в момент окончания формирования связи мышление-речь, выстроить речь, как у «всех», уже не возможно. 

Теперь поговорим о том, что же возможно сделать после 7 лет. Тут все очень просто, все стадии до момента 3 периода. То есть, мы можем вызвать «слова-стикеры», повторение за взрослым, а с помощью методики «PECS» вызвать простые предложения. 

Эта речь будет не совершенной по количеству слогов и звуков, довольно медленной и механизированной. Вот таким образом звучит ответ на этот волнующий вопрос.