Найти в Дзене
Майя Васильева.

Весенне просвещение, продолжение.

В первой части весеннего просвещения, был рассказ о нашем с дочкой, посещении «Зоологического музея» Санкт-Петербурга. Если вы пропустили первую серию, то всегда можно вернуться и посмотреть. Вот и ссылочка на рассказ об этом увлекательном путешествии. https://zen.yandex.ru/media/id/621105cf60de173de811e1e0/vesennee-prosvescenie-62471b56dc4580633cd2b65e Следующим пунктом нашего весеннего просвещения было посещение … Ни за что не догадаетесь! Давайте подумаем вместе: Санкт-Петербург, каникулы, культурная столица, две дамы, желающие по полной программе напитаться культурой…. Догадались? Это конечно – Эрмитаж! Просто невозможно не включить этот музей в план просвещения. Даже если вы там были сто раз, то и на сто первый всегда найдется, что увидеть в Зимнем Дворце. Встретила нас великолепная Иорданская или Посольская лестница, как следует из названия, по этой лестнице на прием к царю, поднимались послы разных государств, гости императора и делегации из официальных лиц. В 19 веке,

В первой части весеннего просвещения, был рассказ о нашем с дочкой, посещении «Зоологического музея» Санкт-Петербурга. Если вы пропустили первую серию, то всегда можно вернуться и посмотреть. Вот и ссылочка на рассказ об этом увлекательном путешествии.

https://zen.yandex.ru/media/id/621105cf60de173de811e1e0/vesennee-prosvescenie-62471b56dc4580633cd2b65e

Следующим пунктом нашего весеннего просвещения было посещение …

Ни за что не догадаетесь!

Давайте подумаем вместе: Санкт-Петербург, каникулы, культурная столица, две дамы, желающие по полной программе напитаться культурой…. Догадались?

Внутренний дворик Эрмитажа(фото из личного архива)
Внутренний дворик Эрмитажа(фото из личного архива)

Это конечно – Эрмитаж!

Просто невозможно не включить этот музей в план просвещения. Даже если вы там были сто раз, то и на сто первый всегда найдется, что увидеть в Зимнем Дворце.

Встретила нас великолепная Иорданская или Посольская лестница, как следует из названия, по этой лестнице на прием к царю, поднимались послы разных государств, гости императора и делегации из официальных лиц.

В 19 веке, после того как по этой лестнице, спускались на праздник Крещения к Неве, участники крестного хода, лестницу стали звать – Иорданской. В этих торжественных «походах на иордань», начинающихся от Большой церкви, традиционно принимали участие члены царской семьи.
Интерьеры дворца, мебель, посуда, картины и скульптуры - все это настоящее достояние, ценность, которую нужно беречь, чтобы все поколения могли восхищаться творениями великих мастеров.

Множество исторических артефактов в Эрмитаже, но есть среди них один, самый известный, который находится в Павильонном зале уже более двухсот лет. Визитная карточка музея, его эмблема - это часы «Павлин».

«Павлин» не просто часы, это сложный механизм, произведение ювелирного искусства.

Волшебный сад, с центральной фигурой павлина, выполнен из позолоченного металла, серебра и кусочков хрусталя. На золотых ветвях дуба собрались павлин, петух и сова. Фигуры приводятся в движение специальными механизмами.

Кроме птиц, рядом с деревом растут грибы и цветы, летают стрекозы, ползают улитки, а на ветвях прячутся белки.  Все фигурки животных и насекомых, листья и цветы выполнены настолько искусно и реалистично, что кажутся живыми. Механизм часов спрятан в самом большом грибе, а время на циферблате - шляпке, указывает изящная стрекоза.

Автором, изготовившим фигуры птиц и приводящий их в движение механизм, является знаменитый лондонский ювелир Джеймс Кокс, а над устройством самих часов трудился немецкий мастер Фридрих Юри.
 История появления часов в России, покрыта тайной. Точно никто не знает, как они прибыли в Санкт-Петербург. По одной из версий, граф Потемкин заказал их для Екатерины второй. По другой версии - Екатерина вторая заказала и оплатила их для графа Потемкина.

Часы не перенесли долгого пути из Лондона, по пути в Санкт-Петербург сломались и в разобранном виде несколько лет хранились во дворце Потемкина.
 До 1791 года, часы «Павлин» находились в Таврическом дворце и потомки никогда бы не увидели этого чуда, если бы не гениальный русский механик Иван Кулибин. Граф Потемкин поручил ему отремонтировать часы.

Кулибин два года восстанавливал это сокровище. Полностью разобрав механизм, чтобы понять принцип действия, нашел все неисправности, исправил, собрал часы и позолотил.

«Павлин» наконец заработал и произвел фурор у современников.

Во время Великой Отечественной войны 1941 года, часы снова разобрали и с другими экспонатами отправили в эвакуацию. После войны, еще раз собрали, по возвращении в музей.

Всего в часах действуют четыре механизма, три из которых приводят в движение фигуры птиц, соединенные с четвертым – часовым механизмом – системой рычагов.

Каждый час композиция приходила в движение. Первой в дивном саду «оживает» сова (символ ночи). Она вместе с клеткой поворачивается, моргает и постукивает лапкой. Движение этой птицы сопровождается звоном колокольчиков на клетке.

Затем приходит в движение павлин (знак солнца и зарождающегося дня). Он медленно разворачивает хвост, приподнимает крылья, вытягивает шею и открывает клюв. Повернувшись к зрителям спиной, птица на несколько секунд замирает, затем возвращается в исходное положение и складывает оперение хвоста.

Последним выступает петух, (в петуха вмонтирован орган в миниатюре), который, встряхнув головой, издает свой знаменитый крик «Ку-ка-ре-ку», символизирующий наступление нового дня и нового временного цикла.

Действо, длящееся около четырех минут, заканчивается.

Сейчас часы «Павлин» в Эрмитаже заводят для публики только по средам, времени определенного нет, может кому-то повезет увидеть знаменитые часы и услышать их прекрасные звуки. В зале с часами, есть телевизор, на котором в формате видео, можно посмотреть , как знаменитый «Павлин» работает.

Часы "Павлин" (фото из личного архива)
Часы "Павлин" (фото из личного архива)

Рассказать про все коллекции Эрмитажа в одной статье просто невозможно, да и ненужно. В Зимний Дворец надо приходить и смотреть все своими глазами, но точно можно сказать, хоть сто раз придешь, на сто первый все равно увидишь что-то новое!