Асфальт в наши дни – это универсальный и незаменимый материал для строительства дорог. Он используется везде: от обустройства загруженных трасс до небольших проездов в спальных районах и селах. Требования к материалу установлены в ряде нормативных документов. На данный момент дорожные службы постепенно переходят со старого ГОСТ 9128-2013 на новую систему стандартов (ГОСТ Р 58406.1-2020, ГОСТ Р 58406.2-2020 и другие). В соответствии с ней состав асфальтобетонной смеси (АБС) подбирается индивидуально для каждой дороги, с учетом условий ее эксплуатации.
Асфальтом покрыто большинство благоустроенных дорог в России и в мире.
Такую популярность материал получил благодаря своим преимуществам:
- Асфальтобетонные смеси быстро укладываются и уплотняются
- Покрытие обладает хорошей прочностью и износостойкостью, выдерживает высокие нагрузки
- Строительство дорог из асфальта получается сравнительно недорогим
- Шероховатая поверхность обеспечивает отличное сцепление колес с дорогой без дополнительной обработки
- Ямы и трещины на дороге можно ремонтировать без демонтажа всего покрытия
- Старый асфальт можно снимать, перерабатывать и использовать заново (в роли срезки, или асфальтовой крошки)
Но, как и любой строительный материал, асфальтобетон не идеален. И в последнее время все чаще говорят о минусах и негативных последствиях его использования.
К основным недостаткам материала причисляют такие:
- Недолговечность
В России обычная дорога из асфальта требует текущего ремонта уже на 1-2 год эксплуатации, а капитального – через 8-12 лет. Однако стоит отметить, что в странах Европы и США асфальтобетонные покрытия могут служить по 30-40 лет. - Зависимость свойств покрытия от погодных условий
Это обусловлено тем, что в состав асфальта входит битум, который при нагревании размягчается, а при температурах ниже -10-15°C становится твердым и хрупким. - Вред для экологии и здоровья человека
Активная деятельность асфальтобетонных заводов наносит вред экологии из-за выбросов углекислого и угарного газа, оксидов серы и азота, каменной пыли, сажи и других вредных веществ. Работы по укладке горячего асфальта также не проходят бесследно для здоровья окружающих, поскольку разогретый битум выделяет токсичные пары. - Поглощение и накапливание асфальтом тепла
Способность асфальта поглощать и накапливать тепло приводит к тому, что средние температуры в мегаполисах оказываются заметно выше, чем за городом. Это явление называют «городским островом тепла».
Как видите, массовое асфальтирование городских дорог и улиц несет в себе риски. Однако просто взять и отказаться от этого материала нельзя. Во-первых, уже построенные дороги тогда нечем будет ремонтировать – покрытия на них придется полностью заменять (а это не потянет экономика ни одной страны). Во-вторых, как ни крути, асфальтовые покрытия пока что остаются самым доступным и в то же время надежным вариантом обустройства дорог. Можно еще строить трассы из бетона, но для этого в России не хватает подрядных организаций с парком необходимой техники и квалифицированным персоналом. И даже в Европе и США, где эта отрасль развита очень хорошо, асфальт все еще очень широко используется.
Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.
#асфальт #асфальтобетон #асфальтовое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #асфальт для дорог #асфальт для дорожного строительства #дороги из асфальта #асфальтовые дороги #полезные советы