13 апреля известному шансонье Михаилу Шуфутинскому исполнилось 74 года. Многие слушатели знают, что Михаил Захарович приобрел особую популярность, переехав в США. А ведь в его жизни было довольно много интересных фактов, которые мало кто знает, хотя они помогают узнать артиста лучше.
1. Колыбельная, ставшая хитом
Когда пятилетний Миша Шуфутинский ложился спать, его мама и папа с друзьями-студентами собирались на кухне и играли на гитарах. Одной из песен той компании была «Таганка». Та самая, у которой «все ночи, полные огня».
— Песню я впитал с молоком матери и гитарой отца, — рассказывал потом Шуфутинский.
И когда он записывал свой первый альбом в стиле шансона, ему было сложно. Он же занимался джазом, учился вместе с Пугачевой на одном потоке, весь из себя интеллигент. А в эмиграции без шансона было не обойтись. Нужно было подобрать соответствующий репертуар.
Ему попалась «Таганка» в исполнении Высоцкого. Но Михаил решил спеть так, как его отец.
2. Известная однокурсница
Интерес к музыке был у Михаил с детства. Дедушка учил его играть на аккордеоне, а позже отдал мальчика в музыкальную школу. С 15 лет Шуфутинский увлекся джазом, слушал по радио разные выступления, запоминал их пытался повторить дома.
В итоге Михаил поступил в Московское музыкальное училище имени Михаила Ипполитова-Иванова. Вместе с ним, но в другой группе, училась Алла Пугачева.
Вместе они прогуливали занятия, собирали вокруг себя друзей и устраивали посиделки. И вообще очень дружили.
3. Оборона молотком
Шуфутинский прослыл «неблагонадежным» элементом: увлекался джазом, дружил с диссидентами и фарцовщиками. Москву о таких “персонажей” старались зачищать. Поэтому Шуфутинского вызвали в соответствующий отдел и рекомендовали уехать из столицы добровольно. Михаил выбрал переезд на север страны.
Он как раз тогда вернулся с гастролей по Камчатке, Сахалину и Магадану. Северные люди его восхищали смелостью и свободными нравами. Поэтому он уехал не столько с грустью, сколько с желанием найти свое место там. И нашел: его взяли на работу в магаданский ресторан “Северный”.
Однако жизнь в Магадане сложно было назвать спокойной. Спившиеся моряки, старатели, освободившиеся заключенные то и дело нападали на прохожих, грабили, а порой и убивали. Поэтому Михаил сделал в подкладке своего плаща петельку, в которую вставлял молоток. За ношение холодного оружия тогда можно было получить срок, а за молоток – нет. Так и оборонялся, в случае чего. Борода помешала телевидению
4. Борода помешала телевидению
В 70-х Шуфутинский руководил ВИА “Лейся, песня”. Коллектив быстро стал популярным: о комсомоле и партии не пел, все композиции были о любви и обычной жизни обычных людей. Пластинки расходились миллионными тиражами, хотя, по воспоминаниям Михаила, с альбомов группа заработала только 76 рублей.
На телевидение ВИА не брали, потому что у Михаила была борода. По его словам, в то время с бородой можно было показывать только Маркса, Энгельса и Ленина. Но бриться и идти на уступки странным правилам Шуфутинский отказался.
5. Люба-Любонька
Постоянный конфликт с социалистическим строем привел Михаила к мысли об эмиграции. Ему было тридцать два года, когда было принято решение о переезде в Америку. На руках была тысяча долларов, оставшаяся от продажи всех вещей. На нее удалось снять жилье и продержаться первое время.
Работа в ресторанах, аранжировки альбомов для других артистов и себя довольно быстро привели Михаила к популярности в эмигрантской среде.
А в 1985 году Шуфутинский стал продюсером другой артистки, покинувшей Союз, – Любови Успенской. Именно он аранжировал ее дебютный альбом My Loved One и вместе с Вилли Токаревым написал для него музыку. Диск попал в Советский Союз, куда, по словам певицы, его привезла с гастролей Эдита Пьеха. Постепенно песни стали расходиться на кассетах и Успенская стала популярной по всей стране. Вот, что значит, хороший музыкальный материал от мастеров своего дела: Шуфутинского и Токарева.
6. Не телевидение, но другой экран все-таки случился
За свою карьеру Шуфутинскому удалось попасть и в кино. В 1984 году он сыграл эпизодическую роль певца в русской группе в фильме режиссёра Пола Мазурски «Москва на Гудзоне» о жизни советских эмигрантов в США.
Кроме того, песня Шуфутинского «Марджанджа» вошла в саундтрек криминального боевика 2008 года «Кодекс вора». А в 2012 году голосом певца в российском дубляже говорил король Фергус, персонаж диснеевского мультфильма «Храбрая сердцем».