С 1940-х годов Всемирная организация здравоохранения работала с разными странами, чтобы сохранить эндемичность гриппа, выявляя штаммы и отслеживая признаки пандемии.
Что означает, что болезнь является «эндемичной»?
Это не значит, что болезнь исчезла. Когда эпидемиологи используют слово «эндемический», они имеют в виду, что заболевание возникает «на ожидаемом уровне в определенном месте в течение определенного периода времени», объясняет эпидемиолог Рене Наджера, редактор «Истории вакцин», онлайн-ресурса Колледжа медицины. Врачи Филадельфии.
«Эндемичное» также не означает, что болезнь перестала быть вредной. Малярия, туберкулез и грипп — все это серьезные и потенциально смертельные эндемические заболевания, возникающие ежегодно. С 1940-х годов страны создали надежные международные сети здравоохранения, которые выявляют штаммы гриппа, чтобы держать их под контролем и избежать разрушения, подобного тому, которое произошло во время пандемии 1918 года.
Системы раннего обнаружения гриппа
В 1946 году Соединенные Штаты создали Центр инфекционных заболеваний, или CDC, в Атланте, штат Джорджия. Теперь известный как Центры по контролю и профилактике заболеваний, CDC первоначально сосредоточился на предотвращении распространения малярии. Два года спустя новообразованная Организация Объединенных Наций, созданная в результате Второй мировой войны, учредила Всемирную организацию здравоохранения, конституция которой гласит, что «правительства несут ответственность за здоровье своих народов».
По словам Вэньцина Чжана, директора Глобальной программы ВОЗ по гриппу, одним из первых поводов для беспокойства Всемирной организации здравоохранения, или ВОЗ, был грипп. Пандемия гриппа 1918 года привела к смерти примерно 50 миллионов человек во всем мире. Во время Второй мировой войны армия США, помня, как грипп опустошил войска во время Первой мировой войны, начала финансировать исследования вакцины против гриппа. В начале 1940-х годов при поддержке армии исследовательская группа Мичиганского университета во главе с Томасом Фрэнсисом-младшим и Джонасом Солком (из вакцины против полиомиелита) разработала первую жизнеспособную вакцину против гриппа. В 1945 году вакцины против гриппа стали доступны гражданскому населению.
В 1952 году ВОЗ создала Глобальную систему эпиднадзора за гриппом и ответных мер, чтобы собирать данные о гриппе из разных стран и координировать глобальные усилия по борьбе с гриппом. Это был период, когда вооруженные силы США, дислоцированные по всему миру, и вооруженные силы других стран отслеживали вспышки инфекционных заболеваний, а программа ВОЗ по гриппу пыталась использовать станции мониторинга стран, чтобы увидеть общую картину. Через несколько лет отдел гриппа CDC стал центром сотрудничества с программой ВОЗ.
По словам Наджера, изначально программа ВОЗ по гриппу искала признаки и симптомы гриппа и явные всплески заболеваемости гриппом. Найти подходящую вакцину для лечения этих случаев было более сложной задачей. Бивалентные прививки от гриппа могли вакцинировать против двух штаммов гриппа одновременно, но ученые все еще учились выяснять, какой тип штамма гриппа циркулирует и какой тип вакцины лучше всего подходит для лечения вспышки. В 1950-х и 60-х годах они начали продвигаться вперед.
Выявление новых вспышек
Первая пандемия гриппа после Второй мировой войны произошла на относительно раннем этапе существования программы ВОЗ по гриппу. Тем не менее, по словам Мориса Хиллемана, микробиолога, забившего тревогу по поводу вспышки, ВОЗ пропустила первые признаки пандемии. В апреле 1957 года Хиллеман прочитал о вспышке гриппа в Гонконге, которая началась за пару месяцев до этого в Восточной Азии. После получения образцов вируса из Главной медицинской лаборатории армии США в Заме, Япония, он понял, что это новый штамм, способный перерасти в пандемию.
Что он и сделал. Пандемия 1957 года унесла жизни примерно 1,1 миллиона человек во всем мире и, вполне вероятно, убила бы гораздо больше, если бы не Хиллеман, который начал работу над вакциной, которая стала доступна в том же году. Хиллеман разработал более 40 вакцин и получил Национальную медаль науки за свой вклад в общественное здравоохранение.
Когда в 1968 году разразилась следующая пандемия гриппа, программа ВОЗ по эпиднадзору за гриппом оказалась более эффективной в ее обнаружении. В июле 1968 года Национальный центр гриппа Гонконгского университета выявил штамм гриппа, который распространялся в этом регионе. Ученые из Всемирного центра гриппа в Лондоне и CDC в Атланте получили образцы вируса. Ученые, проанализировавшие его, обнаружили, что вирус, как и вирус 1957 года, был уникальным штаммом, способным вызвать пандемию. Они передали эту информацию в ВОЗ, которая в августе выпустила предупреждение о начале новой пандемии гриппа.
Благодаря этой информации и предупреждению производители вакцин смогли разработать вакцины, специфичные для этого штамма вируса. Как и все пандемии, пандемия 1957 года привела к разрушительным последствиям: погибло около миллиона человек. Тем не менее, глобальный обмен информацией привел к разработке штаммо-специфических вакцин, которые помогли предотвратить инфекцию и тяжелые заболевания у многих людей.
Определение подходящей вакцины для мира
В 1970-х и 80-х годах ученые начали лучше понимать грипп. Они могли видеть, что разные штаммы были распространены в разные сезоны гриппа, а это означает, что вакцины должны быть нацелены конкретно на циркулирующие штаммы, чтобы быть эффективными. По словам Чжан, в 1973 году ВОЗ дала свою первую официальную рекомендацию, против каких штаммов должны быть нацелены новые вакцины против гриппа.
В 2007 г. международная резолюция предоставила ВОЗ больше полномочий сообщать сотрудничающим странам, какие вакцины против гриппа они должны распространять в этом году на основе циркулирующих штаммов, а также что делать, если ВОЗ обнаружит растущую пандемию гриппа — такие вещи, как увеличение производства вакцин, увеличение тестирование, введение ограничений на поездки и т. д. (Однако Чжан отмечает, что ВОЗ не может заставить страну использовать определенные вакцины).
Вспышка H1N1 в 2009 году «была первым испытанием этих международных санитарных правил», — говорит Наджера. Хотя вирус убил от 151 700 до 575 400 человек, раннее обнаружение и относительная доступность тестов и вакцин помогли предотвратить обострение пандемии. (Для сравнения, по оценкам ВОЗ, ежегодно происходит от 290 000 до 650 000 смертей от респираторных заболеваний, связанных с гриппом.) По иронии судьбы, многие люди, избежавшие гриппа в том году, возможно, не осознавали, какую пользу они получали от того, что глобальные системы здравоохранения выполняли свою работу.