Тайны черного континента
Русский Ливингстон
Так получилось, что в России больше уважали отважных исследователей Севера. Притом, что российские исследователи самого жаркого континента - Африки - проявляли подчас в своих путешествиях не меньшее мужество, их имена особо не известны. А вот Василий Юнкер за исследование Черного континента даже был удостоен золотой медали британского Королевского географического общества. Однако в России он должного признания не получил.
Василий Юнкер родился в Санкт-Петербурге в 1840 году. У него было два имени: по-немецки его величали Вильгельмом, а по-русски - Василием. Так же, как его отца, главу банкирского дома «И.В. Юнкер и К°». Василий Юнкер не пошел по стопам отца, сводить дебет с кредитом ему казалось скучным занятием. Точно так же, как занятие медициной. Получив высшее медицинское образование, он решил посвятить свою жизнь научным путешествиям. Благо нашел понимание своим устремлениям в семье и финансовую помощь отца-банкира для своих экспедиций.
Прочь от бумаг и банков!
Необходимый исследовательский опыт Василий Юнкер получил в археологической экспедиции в Тунисе немецкого историка Теодора Моммзена в 1873-1874 гг. Там же почти в совершенстве овладел арабским языком и заинтересовался Африкой. А судьбоносным для него стало знакомство в 1875 году на географическом конгрессе в Париже с путешественником Густавом Нахтигалем, который считался главным исследователем Сахары и Судана. Он буквально заразил Василия тягой к этим местам. Юнкер загорелся идеей побывать на плато Дарфур в Судане, еще не исследованном европейцами.
Для россиян в то время, возможно, единственной дружественной страной в Африке была Абиссиния, власти которой, говорят, даже выражали желание, чтобы она вошла в состав Российской империи. Оказаться в других африканских странах для россиян было попросту опасно. Неизученные районы Африки были недоступны европейцам не столько из-за трудностей пути, сколько из-за междоусобных войн, не прекращающихся в них. Проникнуть в них можно было только при наличии «охранных грамот» местных правителей и в сопровождении вооруженных отрядов.
Свои путешествия по Африке Юнкер начал с Египта, где был относительный порядок. В 1875 году он отправился на поиски «старого русла» Нила, но его экспедиция закончилась неудачей. Впрочем, иначе она и не могла закончиться, поскольку существование этого русла — легенда, не подтвержденная фактами.
И тогда Юнкер решает отправиться к цели, которую наметил для себя еще несколько лет назад, — к Дарфуру. Места, в которых он собирался побывать — юг Судана и область Верхнего Заира, — и в настоящее время считаются одними из самых опасных на плане те, там до сих пор бесчинствуют многочисленные банды и свирепствуют эпидемии всевозможных тропических болезней. А в XIX веке там было еще хуже. Но трудности не останавливают Юнкера. Хотя он предпринимает некоторые меры безопасности — путешествует в основном на пароходе, матросы которого вооружены огнестрельным оружием, но во многом полагается на доброе отношение к туземцам по принципу: «Нужно быть добрее к людям, и тогда они к тебе потянутся».
Василий Васильевич позже писал: «Именно то, что я так последовательно придерживался моего отношения к туземцам, способствовало моему проникновению в неприступные до того страны».
В этой связи можно привести небольшой пример. Как-то Юнкер посетил деревню племени ниуак. И настолько там расположил к себе туземцев, что вскоре они под предводительством своего вождя по имени Денг на пяти лодках отправились к его пароходу с ответным визитом. Их встречу Юнкер описал так: «...каждый положил мне к ногам подарок: шкуры жирафа, буйвола, антилопы, копья. Зажиточный ниуак привел козу, а вождь — даже белую корову, которая уже давно привлекла мое внимание, когда она плыла, привязанная к лодке».
Василий Юнкер первым из европейских исследователей поднялся по реке Барака, посетил город Кассала, провинцию Така и пробрался в столицу Судана Хартум. Затем исследовал область реки Собат и проник вглубь Экваториальной Африки, в страну Митту и Калика. От тропических болезней его защитили медицинские познания и всевозможные лекарства, которые составляли существенную часть его багажа. От бича для всех европейцев в Африке — дизентерии — он спасся при помощи чая с медом и водки. А из опасных ситуаций выходил за счет быстроты реакции и решительности. Так было, например, в Кассале, где леопард пробрался в комнату к спящему Василию. Путешественник выскочил в соседнее помещение, а незваного гостя запер в спальне. Леопарда застрелили через окно, а шкуру как компенсацию морального вреда подарили Юнкеру. Путешествие закончилось благополучно, и в 1878 году Василий Васильевич вернулся в Европу с богатейшей коллекцией редких экземпляров представителей фауны и флоры Африки. Они стали подлинным украшением Императорской академии наук в Санкт-Петербурге и Берлинского этнографического музея, которым он их пожертвовал.
Как подружиться с дикарями?
Однако почивать на лаврах было не в натуре Юнкера. Его страстно влечет обратно в Африку другая загадка. Разные исследователи выходили в разных местах к пятой по длине реке в Африке — Уэле. Но никто не сумел обнаружить, куда она впадает. И в 1879 году Василий Васильевич снова отправляется в путь, полный приключений и опасностей.
С немалым трудом Юнкер достиг земель, населенных племенами людоедов ньям-ньям. Для встречи с их вождем Ндорумой путешественник одел своих людей в русские рубахи и шаровары и приготовил знатные подарки: барабан, бурнус, красные башмаки, ружье и патроны. Вид гостей и их подарки произвели на Ндоруму столь сильное впечатление, что он оказал им гостеприимство. Вскоре Юнкер задружился с Мамбанги — вождем другого племени, мангбату, и с его отрядом прошел на юг от Уэле. А потом в одиночку отправился в земли других людоедов — абармбо. И там тоже умудрился подружиться с их вождем Бакангаи, который подарил Василию пигмея в качестве слуги. Юнкер добился своей цели. Он установил, что река Уэле принадлежит к обширной системе Конго и является верховьем Макуа. Нанес на карту ранее не изученный район. Но тут словно сама судьба ополчилась против него.
Сначала пожар уничтожил все его припасы и богатейшую коллекцию, собранную во время странствий. Потом восстание махдистов отрезало его от мира. В условиях крайней нужды, под каждодневной угрозой расправы со стороны религиозных фанатиков Юнкер прожил до 1887 года, пока ему наконец не удалось вырваться из блокады и вернуться домой, в Санкт-Петербург.
Василий Васильевич прожил в Африке дольше всех других русских путешественников, заполнил немало белых пятен на карте этого континента, однако родина не встретила его с триумфом. Хотя он стал почетным членом Императорского Русского географического общества, но ни наград, ни титулов ему пожаловано не было. А между тем африканские испытания подточили здоровье Юнкера. В 1892 году он скончался.