Известнейший роман «Тринадцатая сказка» впервые был издан в России 15 лет назад. За эти годы книгу, надо полагать, прочитали все (кроме меня), поэтому я позволю себе говорить о ней сегодня прямо, со спойлерами. Но не волнуйтесь, о спойлерах я предупрежу заранее, если что, просто промотайте статью до конца спойлерного фрагмента.
Начну с того, что, на мой взгляд, дебютный роман Дианы Сеттерфилд — весьма перехваленная книга. Да, «нафаршировано» в ней знатно. Этого не отнять... Но... не всё то золото, что блестит.
⁕
Главная героиня романа — молодая девушка Маргарет Ли. Больше всего на свете она любит книги. Семья Маргарет держит букинистический магазин. Он не является главным источником дохода. Зарабатывает мистер Ли на другом: он продаёт редкие книги. А магазин — центр их мироздания. Маргарет выросла в этом магазине. Здесь научилась читать, писать, работала с девяти лет, помогая отцу. А позже увлеклась написанием биографий.
Однажды девушка получает письмо от писательницы Виды Винтер с приглашением приехать к ней в дом, чтобы зафиксировать историю её жизни. Письмо заворожило Маргарет... Возможно дело было в силе этой необычной женщины, любимой английской писательницы, современного Диккенса, живого классика. Только не понятно было, почему Вида Винтер выбрала в общем-то обычную девушку, непрофессионального биографа для того, чтобы поделиться тайной своей жизни.
Впрочем, это было предложение, от которого невозможно было отказаться.
Маргарет экстренно прочитала до этого не читаные ею книги Винтер и отправилась на север Англии. Это было путешествие не просто в глухую провинцию, это было путешествие в прошлое...
⁕
«Тринадцатая сказка» содержит одновременно две истории: самой Маргарет и Виды Винтер. В большей степени, конечно, это история жизни уже совсем немолодой писательницы, полная загадок и тайн. Но и у девушки есть своя тайна. С чем-чем, а с тайнами в романе недостатка нет.
Книга оставила во мне странное впечатление. Да, сначала я просто «пищала от восторга». Книжная Маргарет оказалась мне очень близка, почти каждое её высказывание о себе находило отклик в моей душе, потому что было написано словно с меня:
Но если не брать во внимание чУдную Маргарет, многочисленные меткие наблюдения о книгах, цитаты (только успевай записывать!), всю эту книжную «вкусноту» с именами английских писателей и названиями их бессмертных книг (да, этого тоже в романе предостаточно), то история самой Виды Винтер, являющаяся краеугольной в «Тринадцатой сказке», произвела на меня угнетающее впечатление.
Далее возможны спойлеры, если вы их избегаете, то пропустите фрагмент текста, выделенный пунктирной линией.
✀ -----------------------------------------------
Прошу простить за сумбурность мыслей. Пишу в порядке их прихода. :)
Мне не понравилась концовка. Она мне напомнила заевшие удаляющиеся книксены. Или подачки. Вот вам! Мало? Ну вот ещё. Опять мало? Да ну, пожалуйста, заберите! А что забирать? Невнятную развязку с сёстрами (кто же спасся, Аделина, Эммелина)? Страсти-мордасти самой Маргарет, которая долгие годы не могла откровенно поговорить с собственным папой, столь ей близким, терзалась, тешила свои психоделические рефлексии?
А чего стоит отвратительная история о брате и сестре Анджелфилд!.. Странное аристократическое семейство, странные слуги, дом в состоянии полного разложения... Ну. а развязка с тремя сёстрами — так и хочется воскликнуть: «Не верю!». Долго водить читателя кругами, наводить тень на плетень, а в конце, как кролика из шляпы, достать нового персонажа: «Вы, читатель, дурак! А я, автор, — умник!».
Может быть это просто не моя история, не мои герои. Я не люблю читать про психопатов, для меня это моё книжное «нет». Как просчитать психа? А тут вся семья, стоящая в центре истории, имеет наследственные психические патологии и автор на полном серьёзе про всё это повествует читателю.
Так кто ж из сестёр ушёл в мир иной, а кто остался? Именно с этого вопроса от читательницы Юлии С. началось моё знакомство с романом. Я склонна считать, что та, которую Вида называла Эммелиной, Эммелиной и была. Уж больно тихая она была все эти годы после пожара. Аделина бы не угомонилась. Но по большому счёту это не имеет никакого значения ни для Виды (она ухаживала бы за любой сестрой), ни для читателя. Нам Диана Сеттерфилд эту тайну раскрыть не пожелала.
✀-----------------------------------------------
Знаете, есть такое слово «графомания». Я страсть как его не люблю и никогда не использую. Но «Тринадцатая сказка» — образчик графомании. Этот роман только рядится в шедевр, но даже близко с ним не стоит.
Есть такой литературный критик Лев Данилкин. Он очень жёстко проехался по роману Сеттерфилд:
Однако некоторые моменты отмечены им очень верно.
Насладиться этой книгой у меня не получилось.
А вы читали «Тринадцатую сказку»? Что о ней думаете?
#книги #чтение #литература #рецензии #отзывы #отзыв о книге #обзоры книг