Часть 14. Понедельник – рыночный день и груженые под завязку микроавтобусы едут из деревень в город. Юг Мали славится манго, а здесь, на севере, выращивают просо, арахис, фасоль, лук (из него между прочим готовят свыше 50 разных блюд). Урожай собирают один раз в год, но культуры произрастают в разное время, а в сезон дождей деревенские жители устремляются в город на подёнщину.
Дороги очень хорошие. Асфальт необычного, тёмно-коричневого цвета – это глина и красные камни придают ему такой оттенок. Дети шести-девяти лет идут в начальную школу, ежедневно им приходится преодолевать пешком 5-10 км, а те, кто повзрослее учатся в Бандиагаре. Мы зашли в одну из школ и директор страшно обиделся, что ему не дали никаких денег, просто посмотрели и ушли. Белые люди здесь воспринимаются как спонсоры!
Наш гид ходил в школу всего пять лет, а потом заметил, что ему легко даются языки и стал их учить на улице. В итоге, он свободно говорит на шести языках. Кстати, у Мабу одна жена и двое детей, что вообще-то нехарактерно для малийцев. Но у экскурсовода на данный счёт своё мнение: “Жена – это проблема и мне хватает одной проблемы!”
В догонской деревне остановились в отеле “У Али”. Конечно, это не совсем отель, но для африканской деревни там было просто шикарно! Глиняные мазанки, стол под навесом с плетеными креслами, топчаны с матрасами, на которых мы устроили сиесту, ужин (рис, кускус, подливка из овощей и курица), а главное, необыкновенно вкусный малийский чай – крепкий, зелёный, с мятой и сахаром.
Не думайте, что отель нам достался без удобств: никаких дырок в полу – душ, унитазы, горячая вода, канализация! Вот она ломка стереотипов! Спали действительно на крыше, но на специальных матрасах, с постельным бельём, под москитной сеткой.
Обалдевшие от такого приёма, надышавшись деревенского воздуха, наглядевшись на сияние звёзд, все быстро уснули, и лишь меня не убаюкивала эта пасторальная картина. Наоборот, в голову лезли разные мысли, нахлынули воспоминания…
Сначала стала прокручивать в памяти все случаи, когда мне приходилось спать под открытым небом, потом, словно в калейдоскопе, просматривала сегодняшний день: вот мы спускаемся с плато Бандиагара в ущелье, наслаждаясь великолепными видами гор, вот наблюдаем за работой деревенских ремесленников и удивляемся, что все баобабы по дороге метра на два в высоту ровненько, как под линеечку, ободраны – оказывается, из коры этих деревьев плетут корзины.
Вот делим с мужем оставшуюся воду на две бутылки, а потом мою половинку ещё пополам, но всё равно вода у него заканчивается и приходится отдать ему свою бутылку. В 40-градусную жару мы пели, подбадривая друг друга: “Если с другом вышел в путь…”, – такое вряд ли забудется.
До утра я слушаю крики ишаков, блеяние коз, кукареканье петухов, тарахтение мотоциклов, храп Тимофея и никакие беруши мне не помогают, а в 4.00 начинается утренняя служба и запел муэдзин. Можно было бы ещё поваляться, но тут поднялся страшный ветер, напомнивший о близости Сахары. Песок стал забиваться в волосы, уши, глаза, и казалось, что сейчас разразится ураган, потому мы поспешили спуститься с крыши вниз. Но ничего, всё успокоилось.
После завтрака ещё пара экскурсий в этнографические деревни со 100-процентными “музейными экспонатами” (я чувствую, что деревень мы наелись досыта), и затем прощание с Мабу.
Он советует нам не быть японцами, то есть не носиться с одной достопримечательности на другую, а погружаться в местный колорит и наслаждаться пребыванием в Африке.
Впереди у нас ещё 4 страны (Буркина-Фасо, Бенин, Того и Гана). Какие ощущения я увожу из Мали? Жаркий климат, проблемы с водой, нет выхода к морю, больше половины территории в руках туарегов, провозгласивших независимое государство Азавад и не подчиняющихся местным властям.
Люди живут по-разному: кто-то ездит на джипах, а у некоторых нет даже нижнего белья. Но у меня возникло странное ощущение, что оно им и не надо! Они - дети природы и природа заботится о своих чадах, даёт им всё необходимое. У них есть простор и свобода, а это покруче, чем тесный комфорт.
В Мали живут замечательные люди, мы чувствовали себя здесь абсолютно безопасно, нас повсюду хорошо принимали, начиная от встречи с Оксаной в аэропорту Бамако и заканчивая дружескими улыбками жителей Страны догонов. Мы забираем с собой только добрые воспоминания. Гана всем! По-догонски “гана” – это спасибо!
Смотрите видео: малийская певица Фатумта Диавара.
Продолжение: Не зная французского языка, пошли по рукам ссылка
Предыдущая часть 13.: Некрасивая история с бутылками
Читайте с начала, если пропустили, часть1.: Бухта Тимбукту ( ссылка)
Подписывайтесь на мои каналы: Ксюша бьёт баклуши и Оксана Задумина