Найти тему
Православная вера

«Как узнать, простил нам Господь грех или нет?» Отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов

Добрый день, дорогие наши читатели!

Прозвучал вопрос следующего характера:

«Что значит прощение грехов? Можем ли мы как-то узнать, прощен нам грех или нет?».

Грозный, Церковь Михаила Архангела
Грозный, Церковь Михаила Архангела

Отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов:

- Конечно. Если грех изгладился из нашей жизни, то есть мы его больше не совершаем, и если мы редко обращаемся к нему даже в воспоминаниях, то значит, грех прощен.

Прот. Александр Березовский:

- А если он продолжает возвращаться к нам в желаниях?

Прот. Дмитрий Смирнов:

- Значит, не прощен.

Прот. Александр Березовский:

- И что нужно сделать, чтобы это прощение состоялось?

Прот. Дмитрий Смирнов:

- Нужно упросить Спасителя о прощении.

Прот. Александр Березовский:

- Почему Спаситель может не хотеть простить или не может простить (как тут лучше)?

Прот. Дмитрий Смирнов:

- Сначала должен захотеть сам человек и должен убедить в этом Спасителя.

Прот. Александр Березовский:

- В том, что он хочет.

Прот. Димитрий Смирнов:

- Да.

Прот. Александр Березовский:

- А каким образом убедить: каким-то действием или многократным прошением?

Прот. Дмитрий Смирнов:

- Конечно, молитвой и всемерным воздержанием от этого греха.

Прот. Александр Березовский:

- То есть Господь дает некий испытательный срок человеку…

Прот. Дмитрий Смирнов:

- Я не думаю, что это какой-то срок. Но Господь же Всевидец, и Он видит и решимость человека, и серьезность его настроя.

Прот. Александр Березовский:

- Порой человек со слезами кается, и это действительно слезы раскаяния. А проходит какое-то время, он приходит понурый и говорит: «Я опять стал жертвой греха».

Прот. Дмитрий Смирнов:

- Значит, это были слезы не раскаяния, а слезы душевных переживаний. По внешнему виду это то же самое, на самом деле большой цены таким слезам нет. Хотя люди обычно это ценят – именно свои переживания; они думают, что это и есть то самое искомое. На самом деле нет.

Прот. Александр Березовский:

- Но если человек действительно сокрушается о содеянном грехе со слезами?

Прот. Дмитрий Смирнов:

- Это неплохо как начало. Но нужно-то не сокрушение, нужно отвращение ко греху.

Прот. Александр Березовский:

- Но отвращение – это же тоже некое чувство человека?

Прот. Дмитрий Смирнов:

- Нет, почему? Мы употребляем это слово «отвращение» в том смысле, что нам вид чего-то неприятен. Некоторые, например, не любят змей, смотрят на них с отвращением. Я этого, конечно, не понимаю, мне змеи очень нравятся. Но что люди смотрят с отвращением, это я сам видел. Но тут отвращение нужно понимать буквально: человек отвращается…

Прот. Александр Березовский:

- Он поворачивается ко греху спиной.

Прот. Дмитрий Смирнов:

- Да, поворачивается спиной. Тут важно не чувство. Конечно, человеку неприятно и думать об этом грехе, и вспоминать. Вот бывает так: человек напился, кто-то снял его на мобильный телефон и ему показал. И это отвратительно зрелище настолько может подействовать на человека, что он от греха отвратится; ему противно это вспоминать.

Прот. Александр Березовский:

- «Неужели это я?»

Прот. Дмитрий Смирнов:

- И всякий риск, что он вернется к этому, его ужасает.

Прот. Александр Березовский:

- Вот порой не хватает человеку действительно взгляда со стороны на себя и грехи.

Прот. Дмитрий Смирнов:

- Конечно. Поэтому человек к себе очень снисходителен; и даже очень весело расскажет: «Ну, похулиганили…»

Прот. Александр Березовский:

- Но прощение не тогда, когда человек этот грех назвал на исповеди?

Прот. Дмитрий Смирнов:

- Нет. Преподобный Симеон Новый Богослов даже так говорит: «Священник говорит “прощаю и разрешаю”, а Бог и не прощает, и не разрешает». Чему каждый из нас свидетель тысячи раз, когда человек приходит с одним и тем же списком на протяжении четверти века и даже не думает о покаянии. Чувство осуждения себя за грех у него есть, но это же не отвращение от греха. Отвращение – это когда человек отвратился. Каких-то простых грехов, как курение, например, человек реально отвращается. А ведь есть же другие: зависть, ревность, желание учить… Ну в общем, я даже устал их вообще перечислять.

P.S. Данный вопрос был взят из архивных записей телепередачи протоиерея Дмитрия Смирнова и Александра Березовского.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Благодарим вас всех за внимание, дорогие наши читатели.

Делитесь вашим мнением, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал

Всего вам доброго, до следующей статьи!