Найти в Дзене
Заметки неонатолога

Как из-за ошибки, я чуть не отказалась от неонатологии

Все бывает в первый раз и медицинские манипуляции в том числе. И пословица “первый блин комом” явно появилась не зря. Сейчас оглядываясь назад и смотря на свой опыт, я точно понимаю, что без маленьких поражений не бывает больших побед. Как-то раз, уже будучи состоявшимся доктором, мне довелось утешать ординатора первого года по неонатологии. Девушку выгнали из род зала, да не просто выгнали, а наорали, обозвали всяко-разно и посоветовали документы из ординатуры забрать. Все это на глазах участников развернутой реанимационной бригады и младшего мед персонала. Ситуация, конечно, была патовая для нее. Ошибка, которую она совершила серьезная, но, к счастью, не смертельная. От ее рыданий содрогалась вся переодевалка для врачей. Я нашла ее случайно, когда отправилась сменить перепачканную всеми биологическими жидкостями форму. На самом деле, я не очень-то горела желанием ей помогать, так как сама входила в ту реанимационную бригаду и, в момент когда все произошло, была солидарна с главным.
Оглавление

Все бывает в первый раз и медицинские манипуляции в том числе. И пословица “первый блин комом” явно появилась не зря. Сейчас оглядываясь назад и смотря на свой опыт, я точно понимаю, что без маленьких поражений не бывает больших побед.

Как-то раз, уже будучи состоявшимся доктором, мне довелось утешать ординатора первого года по неонатологии.

Девушку выгнали из род зала, да не просто выгнали, а наорали, обозвали всяко-разно и посоветовали документы из ординатуры забрать. Все это на глазах участников развернутой реанимационной бригады и младшего мед персонала. Ситуация, конечно, была патовая для нее. Ошибка, которую она совершила серьезная, но, к счастью, не смертельная. От ее рыданий содрогалась вся переодевалка для врачей. Я нашла ее случайно, когда отправилась сменить перепачканную всеми биологическими жидкостями форму.

На самом деле, я не очень-то горела желанием ей помогать, так как сама входила в ту реанимационную бригаду и, в момент когда все произошло, была солидарна с главным. С ребенком мы в тот день навозились прилично и, естественно, этого можно было бы избежать. Но девушка, которую я обнаружила, заставила меня о многом вспомнить.

Зареванная, забившаяся в угол, с потухшими глазами и лицом цвета белой стены, она явно мне кого-то напоминала. В какой-то момент я поняла, что напоминала она меня. Меня, всего каких-то, три года назад. 

Экстренные ситуации в медицине – это настоящая проверка на прочность. Ты можешь сколь угодно гордиться своей спокойной, размеренной работой, но когда случается что-то экстренное, тебе нужно мобилизоваться, откинуть эмоции, включить холодный разум и действовать. 

Моя первая проверка на прочность случилась также на первом году обучения в ординатуре.

Я работала в потоковом роддоме, родов было очень много, а неонатолог на этаж один, ну и я…зеленый ординатор. Мою наставницу позвали на экстренное кесарево сечение, у пациентки была отслойка плаценты. Ожидался ребенок с приличной гипоксией, там же была и реанимационная бригада роддома. Я осталась в родильном отделении и молилась, чтобы никто не родил, пока более опытных коллег рядом нет. 

Мои молитвы не услышали, из одной из палат родильного блока выскочила акушерка со словами: “Неонатолог на роды!”. Пару секунд мне понадобилось, чтобы понять, что зовут именно меня и других неонатологов там нет. Дальше оставалось молиться, чтобы роды были физиологические и все, что мне нужно было бы сделать, это выслушать ритмичное и чистое дыхание, а также ткнуть новорожденного в мамкину грудь…

… но день явно был не мой. С порога мне заявили, что на схватке сердцебиение падает и посоветовали подготовиться. 
-2

Я метнулась к столику с подогревом (это тот самый, куда деток кладут после рождения и осматривают), подготовила мешок Амбу для искусственного дыхания, проверила и подключила кислород и стала ждать. Ощущения были, что в палате температура -40, не выше, тк я больше не могла никак объяснить тот озноб и степень моей тряски.  Ребенок родился, не закричал и не подавал никаких признаков жизни. В спокойной ситуации, разбуди меня среди ночи, я бы выдала вам четкий план осмотра и реанимации. В родильной палате же, я стояла, смотрела и сознание мое было в коме. На месте акушерки, я бы ткнула себя какой-то иголкой, чтобы прошла судорога моих мыслей и меня бы отпустило. Но акушерка также стояла и смотрела на меня, ожидая хоть каких-то команд.

Время шло, хоть это были и секунды, но мне казалось, что там явно прошло полдня.

Первой пришла в себя акушерка, видимо в какой-то момент, до нее дошло, что со мной каши не сваришь. Она положила ребенка на столик, начала его обтирать. Ребенок начал кряхтеть, но дышать было сложновато. Дальше она кинула в меня мешком Амбу, с командой его настроить, а я кинула его ей обратно, машинально отбила. Видимо мой разум думал, что мы играем в “вышибалу” и это мячик в меня прилетел. Глаза акушерки выдавали всю степень ее озабоченности. Она просто грубо меня оттолкнула, начала вопить, чтобы позвали нормального неонатолога и послала меня ко всем чертям. 

Дальше вообще сложно воспроизвести точно. Как только я увидела, что кто-то прибежал на помощь, я просто пулей вылетела из палаты. Следующий час я проревела в материальной и вышла оттуда с твердым решением забрать документы и покончить с медициной раз и навсегда. 

Меня нашла моя наставница, именно в тот момент, когда я собирала свои вещички. Остановила, спросила, что случилось, попросила рассказать все свои мысли и эмоции в мельчайших подробностях. Она слушала внимательно, а потом рассказала о своем первом подобном опыте. Я не очень помню, что конкретно там у нее было, но смеялись мы от души. Главное, что дала она мне понять, что все через это проходят и очень важно, чтобы кто-то сказал, что идеально ничего не бывает, что за каждой победой стоит опыт многих поражений. К тому моменту, она была уже лет 30 как в этой профессии и не доверять ей было глупо.  Я разложила свои вещи обратно, а на следующий день пришла на дежурство. Через какое-то время данная ситуация повторилась, но я не стояла, как стена, я делала все по тому алгоритму, который знала и 1000 раз мысленно отрабатывала, отбросив страх и эмоции и обретя уверенность в себе. 

-3

Итак…. тот ординатор, лучшее, что я могла сделать для этой девушки, это рассказать свою историю, как со мной когда-то поделилась моя наставница. Она утерла слезы, мы вместе посмеялись и на следующий день я опять увидела ее на дежурстве, но во взгляде уже была решимость и уверенность. 

Спустя полтора года мы с этой девушкой увиделись вновь, случилось это на конференции. Причем она на ней выступала с очень сложным клиническим реанимационным случаем, где она была ведущим реаниматологом. Все ее выступление я мысленно про себя улыбалась и в очередной раз убедилась, без маленьких проигрышей не бывает больших побед. 

Расскажите о запоминающихся "провалах", которые сделали Вас сильнее. Уверенна, почти у каждого найдется такая история) И

Буду признательна вашим 👍🏼 , а по ссылкам ниже можно почитать и другие истории:

Иван. История одного отказника
Заметки неонатолога15 марта 2022