Палубные часы - один из приборов точного времени, который производят в стенах часового завода "Полёт", (в настоящее время - "Полёт-Хронос"), в мануфактурном цехе мелких серий 6МХ, ещё с довоенных времён прошлого XX века. "Палубными" их называют потому, что эксплуатируются эти часы в основном на палубах - на военных кораблях и гражданских судах. Именно для моряков эти часы были предназначены изначально. Но обо всём - по порядку!
Палубные часы есть почти в каждом военном и гражданском заказе при комплектации кораблей и судов. Морской хронометр - обязательный прибор точного времени на кораблях. А палубные часы - вспомогательный прибор времени. Морской хронометр, в силу своих габаритов, эксплуатируется стационарно - на штурманском столе. А палубные часы размером чуть больше карманных - их можно буквально: "выносить на палубу". Палубные часы ежедневно поверяют по морскому хронометру. Затем с помощью палубных часов "разносят" точное время по всем службам и кубрикам корабля.
Чем же так хороши палубные часы? Почему именно они нужны морякам?
В первую очередь, палубные часы - это часы с высокой точностью хода. Суточная погрешность по паспорту допускается в пределах 9 секунд в сутки. Это очень маленькая погрешность для механических часов. В реальности, после настройки часового часового мастера, часы показывают на испытаниях точность в пределах 0,5-0,6 секунд в сутки. А иногда точность хода выводится практически в ноль! Высокая точность измерений времени на корабле важна для астронавигационных вычислений - для более точного определения координат.
Конечно, в век, когда GPS-навигатор есть в любом мобильном телефоне, а корабли оборудованы электронными приборами для определения координат с точностью до сантиметра, необходимость в таком "анахроничном" приборе времени отпадает. Но это только на первый и весьма поверхностный взгляд. Электроника, случается, выходит из строя. Бывает, что сигнал подавляется средствами электронной борьбы, а бывает, что внезапно заканчивается электричество на резервных аккумуляторах... Аварийная ситуация приводит к "электронной слепоте", а кораблю теряться нельзя! Необходимо вычислить координаты при помощи астронавигации, и для этого нужно иметь точное время!
А ещё палубные часы нередко используют яхтсмены в "офшорных" гонках - на океанических регатах с долгими переходами. И тоже в этих же целях - в качестве резервного носителя точного времени.
А иногда правилами гонки регламентируется вспомогательное оборудование на парусной лодке. Например, в сложнейшей кругосветке "Golden Globe Race" нельзя пользоваться современными навигационными приборами, только астронавигация - таковы условия для всех яхтсменов. В этом случае рассчитывается каждый грамм веса груза, помещаемого на лодку, ведь с собой необходимо взять еды и воды на год, так как эта регата не предусматривает остановки для пополнения запасов - безостановочно вокруг земного шара, на скорость...
Многие яхтсмены берут с собой наручные хронометры, ведь стандартный морской хронометр - это более 5 кг веса и необходимость штатного места на лодке. Но в некоторых случаях, удобнее взять палубные часы - точность хода высокая, а габариты часов гораздо меньше. К тому же, если не носить часы на руке - уменьшается риск повреждения часов.
Ещё, наверное, надо сказать, что палубные часы, как прибор времени для кораблей, используется только в нашей стране. На иностранных судах, на которых удалось побывать или информацию с которых удалось получить, штатно служат только морские хронометры. Всё остальное "точное время" - на руках капитанов и их помощников. И чаще всего это действительно наручные хронометры - часы, имеющие минимальную суточную погрешность при измерении времени.
Палубные часы 6МХ - это примерно 12 месяцев полного производственного цикла, за которые изготавливается более 500 мельчайших часовых деталей, плюс 45 дней на сборку и испытания. Каждый винтик, каждая ось, каждое часовое колесо, стрелки, корпус, даже фурнитура для футляра - абсолютно все детали изготавливаются в стенах производства 6МХ. То есть, палубные часы - на 100% мануфактурный продукт, сделанный в России. Все детали механизма палубных часов изготавливаются вручную. При этом, точность изготовления некоторых деталей - до 0,001 мм! Только исключительно точное изготовление часовых деталей позволит собрать часы, которые будут показывать время исключительно точно.
Очень интересна история начала производства палубных часов на заводе в Москве. Узнать эту историю нам помог немецкий коллекционер и исследователь, друг нашего завода Йоханнес Альтмеппен. Йоханнес - автор серьёзного исследовательского труда - "Из истории измерения времени в России. Суда и часы". Материал для написания этой книги собирался не одно десятилетие. Множество архивов из России и Германии легло в основу этого феноменального труда.
Итак, первые палубные часы были выпущены на Первом Государственном часовом заводе, (такое имя носил наш завод в первые годы своего существования), в 1940 году. Эти часы были выпущены по лицензии на изготовление палубных часов, купленной Советским Союзом у швейцарской "Ulysse Nardin". Компания "Ulysse Nardin" поставляла в СССР так же и полностью собранные палубные часы и морские хронометры. (И вообще - продавала свои часы всем, кто готов был за них платить). Первые палубные часы - это были "первые пробы" лицензионного производства. Серийный выпуск начался с 1948 года. Завод изготавливал палубные часы для нужд флота нашей страны, а так же для стран Варшавского договора. А во время войны, Первый Государственный часовой завод был эвакуирован на Урал, в город Златоуст. В это время работы над производством морских приборов точного времени не велись, а потребность флота в точном времени покрывалась за счёт готовой продукции, приобретаемой нашей страной у компаний "Ulysse Nardin"и "Lemania".
После войны, в счёт репараций в СССР было поставлено 200 единиц палубных часов немецкой фирмы " A. Lange & Söhne". Но механизму немецкого производителя московские часовщики предпочли калибр часовщиков из Ле-Локля. По лицензии "Ulysse Nardin" на московском заводе начали выпускать палубные часы уже в 1945 году.
Специалисты НИИ "ЧАСПРОМ" вели работу над модернизацией механизмов морских приборов времени, лежащих в основе московского производства для нужд флота. У палубных часов производства "Ulysse Nardin" имелась сложная конструкция центральной секундной стрелки с непрямым приводом, механизм имел 24 опорных камня, включая камни баланса. С незначительными изменениями первые палубные часы изготавливались именно в этой конструкции - отличие заключалось лишь в небольшой выемке у моста баланса у отечественных часов. Вскоре брашированная позолоченная поверхность мостов и платины сменила "женевская волна".
Постепенно в процессе производства палубных часов произошли изменения. Была упрощена конструкция центральной секундной стрелки с непрямым приводом, в связи с чем сократилось количество камней до 22. С 1977 года у палубных часов произошли изменения в конструкции механизма, позволяющие с помощью заводной головки и заводить часы, и выставлять стрелки на текущее время. До этого момента стрелки выставлялись при помощи "подавки" - кнопки на корпусе часов, расположенной в районе 57 минуты. Изменения коснулись и циферблата - цифры стали печатать чёрной краской, перестав использовать радиоактивный радий.
Долгое время мы ошибочно считали стартом серийного изготовления палубных часов 1952 год. Вероятно, это было основано на большом количестве документации и чертежей, датированных началом 50-х годов. Благодаря Йоханнесу Альтмеппену и его труду, кропотливо собранным документам, мы понимаем, что старт был дан значительно раньше.
Интересно обстоит дело с нумерацией на палубных часах. Согласно документации, в период с 4-го квартала 1952 года по 4-ый квартал 1953 года, было выпущено 300 единиц часов. За 18 лет, с 1-го квартала 1953 года по 1-ый квартал 1971 года, производство увеличилось уже до 450 единиц часов в год. За 23 года с 1971 года по 1991 год было выпущено 21918 штук часов - по 565 часов в год. На этапе современной России нумерация началась заново. В настоящий момент, в апреле 2022 года, к выпуску готовятся 10291 часы в современной нумерации.
Обратите внимание на логотип 6МХ на мосту палубных часов и на фотографию моста палубных часов чуть ранее: ромб с логотипом 1-го Московского Часового Завода заменил ромб с 6МХ - именно под этим товарным знаком начали выпускаться морские приборы точного времени с 2016 года.
Итак, к 2022 году в линейке продукции часовой мануфактуры 6МХ (цеха мелких серия часового завода "Полёт-Хронос"), мы имеем уникальный механизм палубных часов, в основу которого был положен высокоточный механизм швейцарской фирмы "Ulysse Nardin", доработанный инженерами НИИ "ЧАСПРОМ". Палубные часы 6МХ несут свои вахты вместе с морскими хронометрами на кораблях и судах страны, а некоторые коллекционеры и те, кто разбирается в часовых механизмах, дорожат этими часами в своих коллекциях.
Но на этом завод не останавливается. Несколько лет назад инженерами мануфактуры была улучшена конструкция узла баланса палубных часов. Баланс палубных часов - одна из самых тяжёлых деталей в часовом механизме, и к нему ещё крепятся грузики для регулировки. а толщина цапфы баланса - 0,2 мм. При сильной вибрации, непрекращающейся продолжительное время, при падении или ударе - цапфа ломается. В результате весь баланс надо изготавливать заново.
Для того, чтобы хотя бы частично обезопасить цапфу баланса от повреждений, были изготовлены накладки для баланса, в которых часовой камень "подпружинен".
В итоге получили усиленную конструкцию узла баланса. Что, впрочем, всё равно не позволяет палубным часам использоваться в качестве карманных часов. Но, тем не менее, устойчивость часов к вибрациям была усилена.
В последние годы у покупателей возрастает интерес к палубным часам с индивидуальным оформлением. Почему бы не приобрести часы, если они будут изготовлены для конкретного человека?! Точнейший механизм часов, мелкосерийность (мало у кого будут похожие), российское производство - всё это делает часы востребованными не только на флоте.
Самый простой вид оформления - это печать индивидуального циферблата. В некоторых случаях это может быть, например, фрагмент картины Айвазовского, иногда - герб страны (такие часы дарят членам делегаций или государственным чиновникам), а в некоторых случаях - имя владельца.
Также пользуются популярностью кабинетные или каминные часы с механизмом палубных часов. Их тоже делают на нашем заводе. При этом, подбирается камень по пожеланию заказчика. Часовой механизм в таких часах нередко декорируют орнаментом. Шикарный подарок государственному человеку!
Но иногда мастера завода рождают настоящие шедевры часового и ювелирного искусства, достойные музейных коллекций.
Так, московскими часовщиками были изготовлены уникальные часы к 325-летнему юбилею Российского флота, который отмечался в 2021 году.
К этой дате на мануфактуре 6МХ приурочили выпуск часов, которые внешним оформлением выходят за рамки традиционных приборов времени, эксплуатируемых на кораблях.
Все новые модели часов изготовлены в единственном экземпляре. Особенно хочется отметить, что эти часы – на 100% мануфактурный продукт: до мельчайшей детали часы изготовлены в стенах предприятия, ни одной иностранной комплектующей.
Одна из моделей юбилейных часов – это стограммовый корпус из золота 585 пробы, украшенный 945 бриллиантами общим весом в 18 карат. А через стекло на обратной обратной стороне часов - виден искусно украшенный тончайшей резьбой часовой механизм.
А 2022 год ознаменован 350-летним юбилеем Петра I, чей вклад в отечественное судостроение основополагающ. "Морским судам быть!" - фраза, которая 325 лет настойчиво заставляет не просто "шевелиться", а развиваться всем, кто причастен к строительству кораблей страны.
А поскольку наш завод причастен - то топтаться на месте не позволительно! И в 2022 году были изготовлены уникальные палубные часы в корпусе из бронзы. . Крышка этих часов изготовлена по мотивам гравюр 18 века – на ней изображены парусные корабли. А сам корпус напоминает люк иллюминатора из-за скрепляющих его винтов, размещённых по окружности корпуса. К палубным часам предлагается подставка, изготовленная из обсидиана в основании и латуни с позолотой. Если на такой подставке закрепить корпус часов – получатся великолепные каминные или настольные часы с уникальным механизмом, мастерски исполненные в единственном экземпляре.
Возможно, такие часы украсят адмиральскую кают-компанию или попадут в частную коллекцию. В любом случае – достойный подарок к достойной дате!
И в музейных коллекциях, кстати говоря, часы 6МХ занимают не последнее место. Палубные часы 6МХ вместе с морскими хронометрами 6МХ представлены в экспозициях Музея Мирового Океана в Калининграде, а также в музеях барков "Крузенштерн" и "Седов", и во многих частных коллекциях.
Благодарю тех, кто дочитает до этого момента. Это говорит о том, что Вам было интересно узнать об уникальном морском приборе точного времени - о палубных часах. Время от времени на нашем заводе организовываются экскурсии, во время которых можно увидеть некоторые этапы изготовления часов, последить за процессом сборки. Будем рады Вас видеть среди гостей завода!
Завершу рассказ подборкой рекламных модулей, публикуемых в профильных журналах, (как правило - с морской тематикой), на тему палубных часов. А то иногда обидно, что эти картинки видит круг людей, ограниченных профессиональным интересом.
Ссылка на телеграм-канал часовой мануфактуры 6МХ ЗДЕСЬ.