С началом спецоперации на Украине на экономику нашей страны обрушились беспрецедентные санкции, оценить влияние которых пока еще не представляется возможным в полной мере. Ряд российских аналитиков дает безрадостные прогнозы, справедливо указывая на то, что в современном мире экономики большинства стран так тесно связаны, что выпадение даже одного звена, рушит цепочки поставок и провоцирует отраслевой кризис.
Легкая промышленность России несколько десятилетий жила не благодаря, а вопреки, как шутят производственники. Не секрет, что большая часть одежды, продававшейся в торговых центрах, магазинах, на рынках была отшита где-то далеко. О том, что будут носить россияне, привыкшие к одежде зарубежных марок массового потребления, покинувших страну, а также о состоянии нашей швейной отрасли рассказывает председатель совета кластера Легкой промышленности Орловской области Павел Чельтер.
- Не секрет, что легкая промышленность никогда не была сильной стороной российской экономики. Два года назад, когда в Орле создавался кластер Легпром 57, какие были к этому предпосылки и какие ставились цели?
- Да, у нас было понимание, что этот сектор экономики для страны не очень интересен. На верхних уровнях, в министерствах, приходилось слышать мнение, что проблем с одеждой в стране нет – все ввозилось из-за рубежа по приемлемым ценам. Из чего следовал вывод, что мы не нужны. И, тем не менее, российские производители в целом и орловские в частности продолжали придумывать что-то, кроить, шить и продавать. Довольно успешно, к слову. В Орловской области сейчас более 60 предприятий занимаются производством одежды. Первые шаги к кластеру орловские швейные компании сделали еще в 2014 году, но тогда не было совместных проектов, которые связали бы резидентов и дали качественный продукт. В последующие годы мы такие проекты смогли реализовать: были две схемы работы. Например, большие заказы, которые мы делили на несколько предприятий и отшивали. Или заказ, в котором каждое предприятие делало свою часть задания. Я размещал заказы, отвечал за консолидацию и видел, как механизм работает. Так к концу 2019 года при участии центра кластерного развития Орловской области пришли к созданию объединения.
- В Орловской области традиционно не было промышленности по производству тканей. Были только швейные фабрики «Радуга» и «Восход», вязальная фабрика «Ромашка», и «Гамма», которая делала носки. Три из них канули в лету. Какие предприятия сегодня работают в регионе, какая у них специализация?
- В 90-е годы появилось много частных цехов. Как на «руинах» советских фабрик, так и совершенно самостоятельно. Сейчас легпром в Орловской области представлен швейными и вязальными предприятиями, а также продолжает жить и развиваться фабрика «Гамма» с носочно-чулочными изделиями. В кластер входит более 30 предприятий, но это только половина реально работающих компаний. Среди наших резидентов есть очень крупные производители, отгружающие тысячи единиц товара, продающие свои вещи по всей России и в ближнем зарубежье. А есть и небольшие уникальные проекты для узкой аудитории или для какого-то определенного сегмента.
По специализации орловские предприятия делятся на контрактные производства (шьющие на заказ по заданию клиента) и создающие собственные бренды. Но это условное деление, поскольку контрактники часто имеют и свои марки одежды, которые активно продвигают, а бренды зачастую не имеют производства и отшивают свои модели на аутсорсе. Наши контрактные фабрики известны далеко за пределами Орловской области, заказы приходят из самых разных регионов, от известных брендов, от организаций. Все фабрики оснащены современным оборудованием, у многих есть свои конструкторские отделы, сами делают выкройки, лекала.
- Сегодня, когда крупные зарубежные игроки модной индустрии покидают российский рынок, много ведется разговоров о том, что это фатально отразится на потребителях – дефицит одежды и так далее. Как вы оцениваете потенциал орловских швейных предприятий в деле импортозамещения?
- Оцениваю высоко. Мы с коллегами не только в Орловском кластере, но и по всей стране, и сходимся на том, что открываются новые возможности. Наконец-то, наш легпром оказался востребован. Много лет предприятия России шьют вещи, за которые не стыдно. У нас есть понимание, как выглядит модная одежда и как ее сделать. Два года назад мы провели модный показ одежды орловских брендов и производителей. Посетители мероприятия были очень удивлены: никто не мог представить, что такую красивую и качественную одежду шьют в нашем городе. А между тем, орловские фабрики знают в других регионах. Даже на Дальнем Востоке. Годы пандемии открыли возможности торговать через маркетплейсы: Вайлдберриз, Озон и другие. Рынок интернет-торговли растет и будет расти, потому что это удобно и выгодно всем: и продавцам, и покупателям. Думаю, мы сможем насытить рынок продукцией достойного качества и не по заоблачным ценам.
- Каким образом? Ведь, по оценкам экспертов, российский легпром на 70-80 процентов зависит от импорта тканей, фурнитуры, ниток и оборудования.
- Да, то, что в стране практически нет производства полотна, это плохо. В последние годы акцент делался на изготовлении нетканых материалов и организации замкнутого цикла производства льняных тканей. Уцелели некоторые производства трикотажных полотен, где-то даже открылись фабрики. Но тут есть нюанс: текстильная отрасль тесно связана с химической – из-за окрашивания, нужны особые условия взаимодействия, защита экологии, целая база. Поэтому инвесторам было проще заходить в регионы, где традиционно что-то уже было. Как, например, в Курской области, где работает трикотажная фабрика, и где открылось турецкое предприятие, делающее трикотажное полотно. Конечно, этого мало для того, чтобы обеспечить потребности российских производителей одежды. Но надо понимать, где закупались ткани до этого момента. В сегменте vip модельеры и бренды использовали ткани из Италии, Испании, Португалии, Германии. Вот здесь сейчас будут проблемы. Возможно, придется делать закупки через посредников, что еще повысит цену сырья. Но это проблемы небольшого процента обеспеченных людей относительно скромно живущего большинства. А одежду для обычных людей отшивали из турецких, корейских, китайских, узбекских и киргизских материалов. Нитки были и есть свои. Вязальные предприятия - во всяком случае, те, с кем мы знакомы лично, работали с турецкой и белорусской пряжей. Все это никуда не исчезает. Есть привязка и к курсу доллара, с этим нельзя поспорить. Но если дорожает только ткань, мы можем предсказать рост цен на конечное изделие от 10 до 30, максимум 50 процентов. Я говорю о цене производителей, разумеется.
- То есть, перекупщики накрутят еще сверху, как это зачастую происходит у недобросовестных игроков рынка?
- Такое не исключено. Но в то же время с массовым уходом торговли в онлайн мы понимаем, что производители сейчас могут вполне успешно реализовывать товары на маркетплейсах, минуя посреднические звенья. Цены здесь будут выставляться самостоятельно и будут адекватными.
(Продолжение следует)
Беседовала Надежда Рипинская