«Первый Оскар»
(реж. Сергей Мокрицкий, Россия, 2022)
С 21 апреля
О фильме одним предложением
Военная драма о том, как советская документальная лента о разгроме фашистских войск под Москвой получила «Оскар».
О фильме развёрнуто (многобукв)
В основе фильма — факт кинематографической истории: в 1943 году первым документальным фильмом, удостоенным премии американской киноакадемии «Оскар», стала советская лента «Разгром немецких войск под Москвой» режиссёров Ильи Копалина и Леонида Варламова. Это и первый документальный фильм в истории премии (до этого такой номинации не было), и первый советский «Оскар».
Режиссёр, на счету которого российско-украинская военная драма «Битва за Севастополь», снял фильм, как он сам говорит, в первую очередь не о войне, а о любви, о первой любви. О первом чувстве молодых студентов ВГИКа (в фильме присутствует романтическая история) и о любви к кино.
Герои ленты, пятикурсники-операторы Лев (Антон Момот, «Кухня», «Воскресенский») и Иван (Тихон Жизневский, «Майор Гром») из Ташкента, куда эвакуировали институт, просятся на фронт — снимать происходящее. Они соперничают в учёбе и борются за любовь Юны, которая выступает в концертной бригаде перед бойцами.
Вторая линия картины — жизнь Голливуда, борьба поддержавшего советский фильм знаменитого продюсера Дэвида Селзника с великим Луисом Майером, главой Metro-Goldwyn-Mayer, студии, которая сняла, например, «Кинг-Конга» и «Унесённых ветром». Именно Селзник был инициатором включения в премию, одним из основателей которой был Майер (тесть Селзника, между прочим), номинации «Лучший документальный фильм», и он поддержал прокат советского фильма, специально перемонтированного для американского зрителя.
Сергей Мокрицкий говорил, что его фильм — не о войне:
«Он о молодых ребятах, которых научили снимать что-то светлое, доброе, оптимистичное, такое как «Волга-Волга», «Весёлые ребята», а им надо было создать кино, поднимающее дух, способное повести бойцов в атаку. Кино будет о том, как молодые ребята искали образ войны».
В каком-то смысле фильм, по словам режиссёра, — оммаж его институтскому мастеру Александру Гальперину, военному оператору. И ещё он в одном интервью сказал, что лучшие фильмы о войне — антивоенные. Нельзя не согласиться.
«Стикер»
(реж. Дмитрий Баран, Россия, 2022)
С 21 апреля
О фильме одним предложением
Российская детективная остросюжетная высокобюджетная мелодрама.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Что-то конкретное о фильме сказать невозможно — режиссёр, для которого это первый полный метр, а следы снятых им короткометражек обнаружить сложно, говорит в многочисленных промоинтервью о чём угодно, только не о содержании фильма и тем более не об интриге. О том, что брат Джулии Робертс сравнил «Стикер» с «Красоткой», о том, что фильм уже показали фокус-группам по всему миру и отзывы у всех восторженные, вне зависимости от страны…
Ну вот, например:
«Мы тщательно подходили ко всем съёмкам, чтобы добиться качества, которое не уступает голливудскому. Съёмки проходили в Москве, на Сейшельских островах, в Дубае…»
Ещё:
«Фильм именно про настоящую любовь, про такие чувства, которые гораздо сильнее твоего разума…»
Анонсы тоже не приоткрывают ничего: молодой человек знакомится с молодой женщиной, они проводят вместе ночь, утром она без объяснений исчезает, а через пару дней появляется в его офисе под другим именем и с другой биографией… В главной роли занят бывший новосибирец Иван Стебунов, это, может быть, кого-то заинтригует сильнее.
«Отчаянные мстители»
(реж. Габриэль Майнетти, Италия, Бельгия, 2021)
С 22 апреля
Кинопоиск 6.185 / IMDb 7.1
О фильме одним предложением
Диковинный гибрид шоу уродов, супергеройского боевика и исторической драмы о Второй мировой войне.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Фильм показывали на фестивале итальянского кино, тогда он назывался «Отчаянные фрики», что было ближе к оригинальному названию. Ну, «Мстители» так «Мстители».
В 1943 году четверо звёзд из цирка уродов, в который попала бомба, скитаются по Италии и ищут сбежавшего с деньгами директора по имени Израэль — повелитель насекомых (кроме пчёл), страдающий гипертрихозом (повышенной волосатостью) человек-зверь, карлик, притягивающий металл, и способная генерировать электричество (но плохо умеющая управлять им) юная Матильда. Матильда верит в честность хозяина, а трое остальных нанимаются в Риме в цирк к немцу Францу (почему не Фрицу, интересно?), который обладает даром ясновидения — он знает, что Гитлер покончит жизнь самоубийством, но его могут спасти четверо супергероев с суперспособностями, и он опознаёт их в новоприбывших.
Фильм, премьера которого состоялась в прошлом году на фестивале в Венеции, вполне ироничный и даже киноманский.
Большая часть трюков связана с Францем, на стенах его мастерской — эскизы айфонов, контроллеры Playstation и соковыжималка модного сегодняшнего дизайнера Филиппа Старка, а сам поклонник нацизма играет на фоно хиты рок-музыки так, будто это произведения Шумана.
Среди бесчисленных отсылок к киноклассике есть даже «Рим, открытый город» Росселлини (знаменитая сцена, где Анна Маньяни следует за грузовиком, перевозящим заключённых).
«Казнь»
(реж. Ладо Кватания, Россия, 2021)
С 21 апреля
О фильме одним предложением
Российский психологический триллер о советском маньяке, следователе и невинно осуждённых.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Ладо Кватания известен как музыкальный и рекламный клипмейкер (Oxxxymiron, Хаски, «Ленинград», Reebok, Adidas, Google), фильм для него — дебют в полном метре. По сюжету, в деле о расследовании серийных убийств, которое длилось 10 лет и было официально закрыто, появляется новое обстоятельство — выжившая жертва.
Следователь по особо важным делам Исса Давыдов срочно выезжает на место, чтобы разобраться в ситуации. Когда-то под давлением системы правосудия он закрыл глаза на недостаточность улик и осудил невиновных по этому делу.
Теперь ему предстоит исправить свою ошибку и сделать всё возможное, чтобы маньяк признался в убийствах. Но он не догадывается, что это — приглашение на казнь.
В главных ролях — Нико Тавадзе, Юлия Снигирь, Виктория Толстоганова, Даниил Спиваковский, Евгений Ткачук и Аглая Тарасова, режиссёр досконально воспроизводит советские 80-е годы, от одежды до музыки, критики хвалят и пишут о том, что сценарий фильма умеет удивлять и богат на всевозможные обманные маневры, разбрасывая ложные улики и ведя к развязке окольными путями, что режиссёрский талант Кватании виден невооружённым глазом: длинные планы, цветовая гамма, скрупулёзные декорации.
В общем, обещают густую и мрачную атмосферу промозглого триллера, напоминающую работы Дэвида Финчера. Хорошего жанрового кино в России всегда было мало, а с триллерами вообще не задалось — «Казнь» можно считать нечаянной радостью.
«Этот новый мир»
(реж. Луи Гаррель, Франция, 2021)
С 21 апреля
IMDb 5.8
О фильме одним предложением
Экологическо-утопическая сказка, в которой подростки решают спасти планету.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Третий полнометражный фильм известного французского актёра (полсотни ролей в фильмах самых разных режиссёров, у своего брата Филиппа прежде всего, но и у многих других — «Мечтатели», «Все песни только о любви», «Молодой Годар» etc), с симпатией принятый критиками и зрителями.
Пара парижских «бобо», как иронично во всем мире зовут богемную буржуазию, обнаруживают, что их 13-летний сын распродал кое-что из их вещей (коллекцию дорогих часов и вина, люксовую одежду, ещё какие-то цацки), чтобы финансировать некий тайный проект по спасению планеты.
В ролях ошеломлённых родителей сам Луи Гаррель и Летиция Каста, в роли их сына — очаровавший зрителей Жозеф Энжель, сценарий помогал режиссёру писать большой писатель Жан-Клод Каррьер, хотя некоторые всё-таки упрекают кино в излишней поверхностности, а диалоги — в избыточной доходчивости, слишком уж авторы старались все объяснить.
В оригинале кино называется «Крестовый поход», подразумевая с долей самоиронии известный «Крестовый поход детей». Но вообще-то фильм, хоть и брызжет юмором, касается вполне важных тем, однако режиссёр утверждает, что у него получилась прежде всего комедия — о современном мире, подрастающем поколении и ценностях. И да, про Грету Тунберг нельзя не вспомнить.
«Осло, 31 августа»
(реж. Йоаким Триер, Норвегия, Дания, Швеция, 2011)
25 апреля
Кинопоиск 7.033 / IMDb 7.6
О фильме одним предложением
Признание в любви норвежской столице, грустный фильм об одиночестве и отчаянии.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Один день из жизни Андерса, симпатичного молодого человека чуть-чуть за тридцать, который уже почти прошёл лечение в клинике от наркозависимости, и на один день он возвращается домой в Осло, чтобы пройти собеседование на работу и встретиться со своими друзьями и близкими.
Потерянные шансы и время, упущенные возможности, разобщённость и отчуждённость.
Вольная экранизация романа французского писателя Пьера Дрё Ла Рошелля, того же самого, по которому Луи Маль когда-то снял «Блуждающий огонек».
«Похищенные сокровища Европы»
(реж. Клаудио Поли, Италия, Франция, Германия, 2018)
24 апреля
IMDb 6.9
О фильме одним предложением
Захватывающее расследование судьбы европейских коллекций искусства — от фашистской Германии до наших дней.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Фильм в оригинале называется «Гитлер против Пикассо и других», это путешествие по нескольким европейским выставкам, на которых показывали выплывшие из небытия арт-сокровища — картины, которые считались пропавшими и уничтоженными во время Третьего Рейха, объявленные «дегенеративным искусством», но, оказывается, уцелевшие и сохранившиеся.
Историки оценивают количество произведений искусства похищенных нацистами с 1937 по 1945 год, не менее чем в 600 тысяч.
Умопомрачительное число — столько картин, скульптур и других des objets d'art было отобрано, украдено, присвоено «ценителями» и затем перепродано, спрятано, укрыто в частных коллекциях, музеях, просто в тайных хранилищах — таких как, например, квартира Корнелиуса Гурлитта, арт-дилера, продававшего искусство в пользу нацистов. История с коллекцией Гурлитта, в которой хранились сотни произведений авангарда, например, шедевры Шагала, Моне, Пикассо и Матисса, — самая громкая из прозвучавших в последние годы, но она — лишь одна из фабульных кирпичиков фильма.
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
Сергей Самойленко
Читайте больше статей на сайте iskry.life.