Всем привет! С вами Призраки Формулы-1, и сегодня мы с вами рассмотрим, почему же такой амбициозный проект, как Rial Racing с трудом продержался два сезона.
Машина 1988 года, построенная Густавом Брюннером, не смогла полностью раскрыть свой потенциал. Rial ARC1 позволяла достаточно высоко квалифицироваться, для машины с атмосферным двигателем (включая серию из четырёх 12-х мест с гонок в Мексике по Францию). Но лишь три финиша в шестнадцати гонках лишили команду большого количества очков.
С уходом Брюннера в Zakspeed разработкой ARC2 занялись Стефан Фобер и Боб Бэлл. Шасси стало лёгким развитием ARC1, сохранившим в себе большую часть наработок предшественницы. Шасси оснастили достаточно стандартным набором тех лет — доработанным немецкими инженерами из Mader Ford Cosworth и коробкой Hewland, слегка модифицированной самой командой.
Дуэт инженеров создал два варианта шасси: с короткой и длинной колёсной базой, притом короткобазные шасси предназначались для городских трасс. В этом сезоне о своём приходе в Формулу-1 объявили Pirelli, но Шмидт предпочёл остаться с проверенными Goodyear. Состав пилотов при этом подобрался интересный: с уходом Андреа де Чезариса в Scuderia Italia, команде понадобился опытный пилот, которым в итоге стал Кристиан Даннер (ныне эксперт и комментатор на немецком телевидении).
Кристиан до этого не особо блистал в Формуле-1, но Шмидта не смутил этот момент. Его напарником, с расширением команды до двух машин, стал чемпион Немецкой Формулы-3 1985 года Фолькер Вайдлер. В Международной Формуле-3000 он не особо себя проявил, но пользовался поддержкой Rial и самого Шмидта в частности.
Так как в 1988 году Rial выступал лишь одной машиной, Вайдлеру была уготована участь пробиваться через предквалификационное сито. (Состав участников предквалификации пересматривался только к середине сезона) Забегу сильно вперёд, и скажу, что Вайдлер ни разу не поднялся выше 7 места в предквалификации, при том, что в основную квалификацию проходили лишь четверо.
Даннер, при прочих равных, смотрелся лучше. Несмотря на то, что соперники сделали куда больший шаг вперед за межсезонье, Кристиан квалифицировался на БП Бразилии на неплохом 17-м месте, и в гонке ехал весьма неплохо, вплоть до отказа коробки передач за 5 кругов до финиша.
В Сан-Марино и Монако Даннер, не попал на старт. И если в Монако Даннеру не хватило скорости (а точнее всего 0.124 секунды), то в Имоле по ходу квалификаций на его основном болиде отказало сцепление, а на запасном оторвался радиоприёмник связи с пит-лейном, который попал аккурат под педали!
На этапе в Мексике Кристиану удалась неплохая квалификация (позади остались такие имена, как Нельсон Пике, Эдди Чивер и Рене Арну). В гонке же, Даннер финишировал сразу за Пике, на 12-м месте. В Финиксе, у команда повторилась сказка, которая им спасла прошлый сезон (также в США, только в Детройте). Вопреки всем проблемам, в частности повреждённому выхлопу, Даннер финишировал на высоком 4-м месте!
В Канаде опытному немцу также удалась весьма неплохая гонка, с финишем на 12-м месте. Этапы во Франции и Великобритании для команды закончились ещё в субботу, а после британского этапа произошла перетасовка участников предквалификационной сессии, согласно местам в Кубке Конструкторов на момент окончания этапа. И тут сложилась весьма парадоксальная ситуация….
Соперники из Onyx, AGS, Osella и Larrousse демонстрировали серьёзные темпы развития болида, но при этом остались в предквалификации. Rial же никак не дорабатывали свой болид, но благодаря счастливому Финиксу, смогли начинать уик-энд уже с квалификации. Стоит ли говорить, что за 8 этапов, команда не попала на старт ни разу? Эти результаты особого интереса не представляют, а вот то что в команде происходило в тот момент, вполне.
Шмидт прекрасно видел, что команда сильно потеряла свой темп относительно старта сезона, но вместо доработки болида, он включил режим тирана и деспота, и стал буквально лезть не своё дело (привет Лоуренс Стролл?). Дошло до того, что пилоты просили инженеров поставить одни настройки болида, которые они считали необходимыми, а Шмидт просто приказывал ставить им едва ли не противоположные им настройки!
Первым под горячую руку попал Вайдлер . Мало того, что на этапе в Германии машина немца встала на трассе из-за отказавшей электроники, так команде за это ещё и выписали штраф в 5000 долларов. (а так же Вайдлер исключили из протоколов на эту гонку) В Венгрии команда получила повторный штраф, на этот раз за нарушение технического регламента, связанного с тем, что заднее крыло было сдвинуто дальше положенного. Разъярённый Гюнтер, у которого в этот день было день рождения, заставил выплатить штраф Фобера из собственного кармана! Тот не стал это долго терпеть и просто покинул команду, вслед за уволенным Вайдлером.
Его заменил француз Пьер-Анри Рафанель, совершивший чудо в Монако на Coloni, но уставший от постоянных неудач и окончаний уик-энда в четверг. С собой он привёл главного дизайнера болида, Кристиана Вандерпляйна, но Шмидт сначала предпочёл отказаться от его услуг. Почему? Ему надо было платить! Но быстро смекнув, что без дизайнера команде ловить нечего в следующем сезоне, всё же расщедрился и взяв его к себе в команду.
Правда Вандерпляйн быстро понял, что с настолько устаревшими машинами он уже ничего не сможет сделать, и сконцентрировался на разработке машины к новому сезону. Тоже самое касалось и пилотов, ни Даннер, ни Рафанель не смогли сдвинуться с последних мест в квалификации. После Португалии команду покинул Даннер, окончательно рассорившийся со своим боссом, и его место занял Грегор Фойтек, в спешке покинувший команду EuroBrun.
Хватило его всего лишь на один этап. В Хересе на боевом круге он попал в весьма серьёзную аварию из-за того, что у него на ходу отлетело заднее антикрыло! После такой аварии Фойтек, имевший кстати репутацию весьма аварийного пилота (именно его действия стоили успешной карьеры и здоровью Джонни Херберту, который считался на тот момент чуть ли не восходящей звездой), бежал из команды куда глаза глядят.
Его место занял франко-бельгиец, он же человек Европа, он же Бертранд Гашо, на оставшиеся два этапа в Сузуке и Аделаиде. Чуда не произошло, и как я уже говорил ранее, команда (а точнее то, что осталось от неё благодаря менеджменту Шмидта) заканчивала свои выступления уже в субботу и паковала вещи.
С тремя очками команда закончила свои выступления на 13-м месте в Кубке Конструкторов, как и годом ранее. Но на старт 1990 года она уже не вышла. Вандерпляйн с наработками ушёл к соперникам из AGS, успев при этом разработать дизайн ARC3, и по некоторой информации, даже начать производство компонентов, но на трассе синих болидов герра Шмидта мы уже не увидели. Ставка на устаревший дизайн и, откровенно говоря, бестолковый стиль руководства со стороны Гюнтера Шмидта сделали своё дело.
С вами были Призраки-Формулы-1, до новых встреч!
#формула-1